Св. Герман, в миру Григорий (в честь св. Григория Декаполита, память 20 декабря), родился в г. Старицы Тверской губернии. Отец его, Феодор Афанасиевич Полев-Садырев, происходил из рода смоленских князей.
С ранней юности Герман был пострижен в монашество в обители прп. Иосифа Волоцкого, где в то время подвизался родной его дед, строгий аскет Нил (в миру Никифор Полев) и другие родственники (Серапион и Симеон Полевы). Благотворное влияние на духовное развитие Германа оказывал настоятельствовавший в монастыре с 1543 по 1552 г. св. Гурий (Руготин), впоследствии первый казанский архиепископ и просветитель Казанской области. Впоследствии и отец св. Германа Феодор в этой же обители принял монашество с именем Филофея и был известен по благочестию и твёрдости в православии; царь Иван Грозный вызывал его в Москву для увещания еретика Матфея.
Слава о подвижнической жизни и духовной мудрости Германа дошла и до родного города, и братия Успенского в Старице монастыря в 1550 г. избрали его себе в настоятели. Кроткий и смиренный Герман со слезами отказывался от предложенной чести, но братия победила его смирение, и Тверской архиепископ Акакий в 1551 г. рукоположил Германа в священный сан и возвёл его в архимандриты.
Недолго св. Герман управлял Старицкой обителью. Тяготясь почестями, он стремился в дорогой ему Иосифов монастырь, к любимым своим книжным занятиям. В звании простого инока возвратившись в Волоколамский монастырь, здесь он снова встретился с своим духовным руководителем, св. Гурием, который, отказавшись от игуменства, проживал до 1554 г. на покое.
Царь Иван Грозный с особенным уважением относился к подвижникам Иосифова Волоколамскаго монастыря и нередко вызывал их к себе для душевных бесед. Из среды иноков этой обители в то время избирались кандидаты на святительские кафедры. Св. Герман с своим отцом Филофеем, Герасимом Леньковым и другими был вызван в Москву по случаю появления вольномыслия и ереси среди белозерских иноков (Матфея Башкина, Феодосия Косого и др.). В 1555 г. на Московском соборе возник вопрос об открытии в Казани святительской кафедры, на которую был избран св. Гурий (Руготин), в сотрудники которому, не без его, конечно, влияния, дан был архимандрит Герман, а также архимандрит Варсонофий.
По прибытии в Казань первого архипастыря Гурия с свитой св. Герману было указано местожительство в г. Свияжске, а для просветительской деятельности ему назначили нагорную (правую) сторону Казанского края, а св. Варсонофию – левую (г. Казань). Первым делом св. Германа было устройство в июле 1555 г. на средства царской казны Успенского монастыря в г. Свияжске. При св. Германе построены были и доныне существующие в Свияжском монастыре соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и церковь св. Николая, также каменная, с колокольней и трапезой (Никольская церковь была освящена 6 января 1556 г., а Успенский собор – 12 сентября 1558 г.); устроены были деревянные кельи для братии и разные службы. Новая обитель была обеспечена от царских щедрот крестьянской землёй, рыбными ловлями и другими угодьями. Св. Герман строил в обители величественные храмы, а сам жил в малой келье, доныне сохранившейся под колокольней церкви св. Николая. Св. Герман, сам строгий аскет, и в своём монастыре по образцу Волоцкой обители ввёл строгое общежитие, причём настоятель во всём был примером для братии. Вся жизнь его проходила в трудах по внешнему благоустройству, и Свияжский монастырь доселе служит памятником его неусыпной деятельности и заботливости; лучшие и образцово устроенные здания в Свияжской обители называются именем св. Германа как их строителя.
Много заботился св. Герман и о духовном просвещении не только братии, но и народа в пределах своего миссионерского округа. Он собрал в обитель много книг – преимущественно в целях просвещения мусульман и язычников; писал сам, а богослужебная литература была пожертвована в Свияжский монастырь царём. При св. Германе в обители была заведена школа для обучения инородческих детей. Свияжская обитель сделалась средоточием, откуда евангельская проповедь распространялась по всему правому берегу Волги (в пределах Казанского края), и где в основном совершалось крещение инородцев.
5 декабря 1563 г. скончался св. Гурий, первый Казанский архиепископ. Собор святителей в Москве в 1564 г. вместе с царём избрали на его место ближайшего его сотрудника, свияжскаго архимандрита Германа, и 12 марта он был хиротонисан в сан архиепископа Казанского. На святительской кафедре св. Герман проявил необычайную ревность в устройстве монастырей как просветительских центров для обращения в христианство инородцев, в постройке храмов, в благоустройстве архиерейского дома и пр., но, к сожалению, слишком кратковременно было его служение на Казанской кафедре: через два года (в 1566 г.) Грозный приказал престарелому московскому митрополиту Афанасию удалиться на покой, и на его место, как достойнейший и по святой жизни, и по образованию, и по пастырской ревностной службе, собором святителей указан был св. Герман. Выбор Грозного (в 1566 г.) пал на него же. Несмотря на все отказы, Герман “принуждён” был согласиться и уже наречён был в московского митрополита. Дня через два царь посетил св. Германа в его покоях, и святитель поспешил воспользоваться этим случаем для откровенной беседы с царём. Грозный рассказал о речах святителя своим недостойным любимцам. Те испугались, как бы св. Герман не убедил царя удалить от себя опричников, и со слезами пали к ногам Грозного, умоляя не возводить Германа в митрополичье достоинство. Наветами и клеветами на св. Германа им удалось до того раздражить царя против святителя, что он послал немедленно изгнать Германа из митрополичьих палат и объявить ему: “Ты ещё и на митрополию не возведён, а уже неволею меня связуешь”.
Курбский писал, что будто бы уже через два дня по изгнании из митрополичьего дома св. Герман был найден на своём дворе мёртвым (“не то от задушения, не то от отравы”). Но это известие оказывается неверным, так как святитель прожил в Москве более года в скорбях и оскорблениях от опричников; он участвовал в торжестве посвящения в митрополиты св. Филиппа, 25 июля; от 1567 сохранилась запись св. Германа в писцовой книге г. Казани. Святитель Герман скончался, говорят, от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 г., во время самого разгара неистовств, которые производили опричники от имени царя, удалившегося в Александровскую слободу, убивая без разбора всех, кто им не нравился. Митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген в составленном им житии св. Германа даёт такие сведения: “преставися сей преподобный архиепископ Герман в царствующем граде Москве, в лето 7076, ноября в шестой день; пас церковь Божию три лета и месяц восемь; бе же тогда мор силен; повеле же себе положити в чину святительском, якоже поведают ученицы его, обаче тогда не сподобися святительски погребен быти, не сущу бо тогда митрополиту, ни иному кому обрестися от святитель во граде Москве, грех ради наших, но тако просто погребен бысть архимандритами паствы своея Свияжским Иродионом и Казанским Иеремиею, в чину святительском, якоже повеле, у церкви св. Николая, иже зовется Мокрый”. Но мор послужил только удобным средством для благовидного объяснения загадочной кончины глубоко уважаемого народом святителя. Глава св. Германа оказалась отрубленной, из чего видно, что святитель сделался жертвой опричников. По ходатайству митрополита Гермогена с разрешения царя Феодора Ивановича и благословения патриарха Иова мощи его были в 1591 г. перенесены из Москвы в Свияжский монастырь.
Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Казань. 1907 (орфография и пунктуация оригинала несколько адаптированы к современному русскому языку)