Оглавление
Православный монастырь в системе современной культуры
Митрополит Питирим: Самое трудное дело делай сам!
Из рассказов митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима
Книги, подготовленные Иосифо-Волоцким монастырем
ОБ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ (Из сборника Иеромонаха Германа)
Митрополит Волоколамский и Юрьевский ПИТИРИМ
Православный монастырь в системе современной культуры
Сейчас, на рубеже третьего тысячелетия, вновь идут поиски духовных, исторических, а значит, и культурных корней, чтобы понять прошлое, настоящее и будущее культуры, которая глубоко связана с жизнью православных монастырей.
Монашество в целом представляет собой одну из наиболее антиномичных структур в христианстве. Само слово «монах» происходит от греческого «монахос», т.е. уединенный. В то же время, за исключением древних анахоретов, отшельников, монахи не живут по одному. Еще с 1У века пустынники стали объединяться в общины и называться киновитами, т.е. пребывающие в общежитии. Итак, уединение и общежитие – в этом заключено противоречие.
Личное спасение достигается, как известно, в монастыре молитвой и трудом монаха. Со времени устава преподобного Пахомия Великого (+347 год) труд лежит в основе жизни общины, а это сразу предполагает развитие неких связей с хозяйственной, экономической жизнью округи. Кроме того, личный подвиг сочетается с воздействием на нравственное состояние среды. Монашество становится существенным религиозно-социальным фактором (Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – СПБ, 1912. – С. 7-8). Границы обители и окружающего мира не так невидимы и непроницаемы, как иногда кажется впервые подходящему к стенам монастыря. Если же говорить о собственно культурном, духовном взаимодействии, то система связей окажется еще глубже и многообразнее.
Рассмотрим некоторые аспекты этой системы взаимодействий на примере Успенского Волоколамского монастыря, основанного преподобным Иосифом Волоцким в 1479 году и возрожденного к жизни в новых социальных условиях в 1989 году.
Упрощая и схематизируя реальную картину, можно предположить следующую модель социального служения монастыря – в виде трех концентрических кругов.
Средоточием и ядром жизни монастыря является умное делание монахов – незримый труд молитвы и покаяния, воспитание болезнующего сердца в заботе о ближнем. Переживание, болезнование о мире и человеке – вот первая и основная ответственность инакоживущих людей (иноков, монахов) в окружающей их среде. «Молиться о мире – кровь проливать», т.е. подвиг монаха уравнивается с мученичеством за веру.
Второе направление – просветительское, научное и издательское – нацелено на нравственное и культурное воспитание человека.
Третье направление, наиболее связанное с окружающими житейскими реалиями, - участие монастыря в экономической жизни страны, его хозяйственная и благотворительная работа.
Общение и взаимодействие монастыря с людьми мирскими, людьми внешней культуры осуществляется на всех уровнях, хотя и по-разному.
На внутреннем, самом глубоком, духовном уровне монастырь открывается окружающему миру как центр духовности, «училище покаяния», место исповеди и «ума пременения». Греческое слово «метанойя», переводимое у нас как «покаяние», буквально означает «перемена ума», изменение состояния сознания. Войдя в монастырь, интуитивно всякий чувствует, что он попал в новую благодатную атмосферу, оставляя за порогом суетность городского быта и цивилизации, стал ближе к небу и правде, ближе к самому себе. Это ощущают не только гости обители, но и ее обитатели. Русский подвижник прошлого века святитель Феофан Затворник однажды сказал, что не будь в монашеской жизни этой обновляющей, идеальной стороны, ни один инок не прожил бы в монастыре и дня, от тяготы послушания (Священник Четвериков С. На службе Богу – на службе ближним // «Душеполезное чтение». – 1903, № 1. – С. 61).
К этой-то идеальной стороне и тянутся люди. Здесь, в молитвенно-покаянном средоточии монастыря, раскрывается роль старчества. Люди приходят к инокам с мирскими бедами, грехами, сомнениями, и инок дает вразумление, утешение, помощь – иные ответы на мирские вопросы. Ответ не логический, рассудочный, а исцеляющий и врачующий язвы «ненавистной розни мира сего».
Святые отцы видели в этом главный социальный смысл служения монастыря. «Иноческие обители зачем учреждены? – спрашивал в свое время святитель Феофан Затворник, обращаясь к монахам. – Затем, чтобы приготовить духовных врачевателей и врачевательниц. И вы непременно должны сего достигнуть, сего ожидает от вас Церковь, сего ожидают от вас и все христиане… Обитель близ мира есть свет мира» (Епископ Феофан Говоров. Внутренняя жизнь. – М., 1899. – С. 107, 115). То же имел в виду В.О.Ключевский, когда писал о преподобном Сергии Радонежском – «благодатном воспитателе русского народного духа», что в пустыни Сергий был полезнее людям, чем если бы он стал учителем или врачом.
Нам придется дальше говорить и о других социальных служениях монашества, в том числе о весьма декларируемой ныне теме милосердия. Но напомню, что само слово «милосердие» призывает нас, прежде всего, умилиться сердцем. Без этого тщетны и безплодны будут любые дела благотворительности.
Функции более глубокого уровня определяют и функции последующих. Нравственное воспитание личности приобрело у нас остроту политической и государственной проблемы.
Перейдем в круг второй: монастырь – просветитель. Преподобный Иосиф. основатель нашего монастыря, сам вошел в историю как просветитель – так называли потомки активно распространявшуюся в списках книгу его полемических слов, изданную в прошлом веке учеными Казанской духовной академии (Преп. Иосиф Волоцкий. Просветитель. – Казань, 1857. 4-е изд. – 1904).
Все мы со школьной скамьи помним о значении русских монастырей как главных носителей народного образования и культуры. «Монахам мы обязаны историей, следственно, и просвещением», - писал А.С.Пушкин (Пушкин А.С. ПСС. – т. 8. – М., 1958. – С. 26). Это в полной мере подтверждается на примере нашей обители. С самого основания в монастыре работает скрипторий, многие рукописи были переписаны рукой преподобного Иосифа. Вскоре монастырь сделался одним из значительных центров древнерусской письменности. В конце ХУ1 века волоколамская библиотека содержала более тысячи книг (примерно 700 ценнейших рукописей Х1У-ХУП веков из нашего монастырского собрания находится сейчас в РНБ, ГИМе, РГАДА и других книгохранилищах). В их числе – патерики, летописи, уставы, кормчие, богослужебные и учительные сборники, лечебники, травники и др.
С Волоколамским монастырем связано творчество великого художника Дионисия и его сыновей Феодосия и Владимира (до 90 работ), замечательного его современника иконописца Паисия – автора монастырской «Троицы», находящейся сейчас в музее им. Андрея Рублева. В монастыре находилось целое собрание икон Андрея Рублева. Возникновение целого ряда иконографических изводов, творческое развитие русского «умозрения в красках» исследователи непосредственно связывают с богословским вкладом волоцкого игумена и его школы.
В целом Волоколамский монастырь, другие крупные обители представляли собой уникальную лабораторию, в которой, согласно заветам Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого, осуществлялся великий синтез богословия, художества, науки, ремесел и литературно-литургического творчества. И этот духовный сплав питал духовными токами, учил и организовывал, вдохновлял к творчеству не только ближайшую округу. Не будет преувеличением сказать, что монастырь святого Иосифа – один из действенных источников формирования отечественной государственности и культуры.
Кто-то скажет: так было и могло быть лишь в отдаленные века, ситуация необратимо изменилась, культурное и научное творчество навсегда ушло из монастырских стен. С этим едва ли можно согласиться. Достаточно вспомнить вклад, сделанный в разные направления знания представителями ученого монашества Х1Х века.
Возрождение древних обителей, возвращение их к церковной жизни и социальному служению ставят задачу восстановления их культурно-просветительной функции, превращение их – на современном уже уровне – в новые творческие центры просвещения и культуры. Решение этой задачи во многом связано с правовыми, материальными аспектами. Необходимо возвратить монастырям многое, взятое в свое время на хранение государственными ведомствами, в том числе учреждениями культуры. Возвращение в монастырь, или хотя бы частичное восстановление, книжных и художественных собраний позволит осуществить ряд долгосрочных научных программ.
Светская культура и наше общество в целом только выиграют, если в древних очагах народного просвещения возникнут новые, а точнее будут восстановлены старые, библиотеки, музеи, древлехранилища, книжные издательства. Большое количество памятников, незримо томящихся сейчас в музейных запасниках и фондах (иногда не обработанных), в монастырских стенах найдут себе подобающее место. В Италии никого не удивляет, что для того, чтобы увидеть редкое творение Джотто или Корреджио, туристам приходится ехать в какой-нибудь маленький городок, в глухой монастырь. Это лишь свидетельствует о том, что культура распределена по стране, в народе равномерно, органично. У нас сомнительным достоянием последних 70 лет стал тот факт, что все свезено в запасники гипертрофированных центральных музеев, где никто не видит множества икон и не может прочитать большинство книг. Известно, что порой условия там не отвечают нормам хранения, и ценные памятники гибнут.
Предлагается развернуть долгосрочные просветительские программы «Скрипторий» и «Просветитель».
Задача «Скриптория» - приобщить школьников к сокровищнице книжного рукописного фонда, развернуть перед ними листы древних кодексов, показать богатство их содержания и художественной формы, возсоздать навыки духовного письма как части духовной жизни.
Задача «Просветителя» научить читать и понимать памятники древней русской литературы, раскрыть историю, национальный характер, нравственный облик народа. Показать тот духовный потенциал, который содержит в себе традиционная система ценностей с ее идеалом цельного знания, душевной чистоты, любви и милосердия.
остается сказать о третьем, внешнем круге культурно-социальных взаимодействий монастыря и мира – взаимодействии экономического и благотворительного характера. Современный исследователь пишет о преподобном Иосифе: «Своеобразие Иосифа в том, что и самую монашескую жизнь он рассматривал и переживал, как некое социальное тягло, как особого рода религиозно-земскую службу». Он был великим благотворителем, «немощным спострадатель», и монастырские села защищал он именно из этих филантропических и социальных побуждений. Ведь «села он принимает от владущих и богатых, чтобы раздавать и подавать нищим и бедным. И не только из чувства долга, но именно из милосердия Иосиф благотворит и обращает свою обитель то в «сиропитательницу», то в странноприимный дом, и учреждает «божедомье» в погребение странным» (Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. – Париж, 1977. – С. 18).
Отец Георгий Флоровский в одном здесь неправ: волоцкий игумен не обращал свою обитель то в сиропитательницу, то в странноприимный дом – в этом не было нужды. В монастыре и вокруг была создана и отлажена своеобразная система служб и учреждений благотворительного характера. Как говорят медики, функция создает себе орган. Так и Иосифо-Волоколамский монастырь обрастал малыми приписными монастырьками и подворьями благотворительного назначения.
В историческом описании Иосифо-Волоколамского монастыря иеромонаха Нектария мы читаем: «около большого монастыря он устроил странноприимницу, или богадельный дом. В голодный год здесь кормилось около 700 человек, кроме детей» (Иеромонах Нектарий. Историческое описание Иосифова Волоколамского монастыря – М., 1887).
В «послании к некоей княгине-вдове» преподобный Иосиф писал: «в нашем монастыре обычай: сколько Бог пошлет, столько и разойдется – надобе и братство кормити и одевати, и обувати, и нищим и странникам и мимоходящим давати и кормити. А расходится каждый год по полутораста рублев деньгами, иногда боле, да хлеба по 3 тысячи четвертей, занеже во всяк день в трапезе едят иногда шестьсот, а иногда семьсот душ» (Священник Н.А.Булгаков. Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование. – Спб., 1865. – С. 51).
Это была первая малая обитель, построенная возле Иосифова монастыря. Вторая обитель – это село Спирово с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. И там устраивается «божедомье», т.е. Дом Божий, который выполняет другую функцию – здесь погребали умерших внезапной или насильственной смертью, «от напрасной смерти, огня, молнии, потопления». К этому разряду усопших относили и неизвестных лиц, убитых разбойниками, а также казненных. Всех их поминали в Семик – четверг перед Троицей. Это с давних времен традиционный вид социального служения храмов и монастырей – уход за кладбищами. То, чего ныне так не достает нашему обществу.
Третий приписной монастырь – в селе Черленково (Шаховской район).
И, наконец, приют для сирот, обучающихся грамоте и подготовляемых к государственной и церковной службе.
Таким образом, система богорадных учреждений вокруг монастыря включала все основные элементы общественного призрения: богадельня, сиропитательница, приют и божедомье (кладбище). Нетрудно поверить словам Жития, что трудами и заботами преподобного «вся страна Волоцкая к доброй жизни прилагается, тишины же и покоя наслаждается».
Экономическое влияние обители на «Волоцкую страну» не ограничивалось учреждениями и мероприятиями милосердия. Подобно другим крупным монастырям, монастырь Успения на Волоке вел огромную хозяйственную работу. Об этои много написано, правда, усваивается. кажется, только расхожий тезис о монастырях – крупных феодалаз, вотчинниках. Кстати о феодалах: ни разу не приходилось встречать свидетельства, чтобы монастыри продавали своих крестьян. Монастырское землевладение было благословением земле, крестьянскому труду. Хозяйственное освоение края осуществлялось на принципах христианской экологии, рецепты которой утрачены вместе с культурой земли и культурой духа. Есть лишь одна работа, посвященная специально сельскохозяйственной деятельности Волоколамского монастыря, но и она практически не затрагивает поставленной темы (Щепетов К.Н. Сельское хозяйство в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря. // «Исторические записки», т. 18. – 1946. – С. 92-147).
Мы пытаемся сделать сегодня свой вклад в решение и этой, по видимости чисто экономической, а по сути культурной и духовной задачи.
И последний вопрос, на котором хотелось бы остановиться. Вновь и вновь приходится слышать о борьбе тенденций в истории русского монашества, о практическом уклоне «иосифлян» и созерцательном пафосе «нестяжателей». Даже понимающие вроде бы люди начинают обвинять преподобного Иосифа в «перенапряженности социального внимания» (Прот. Георгий Флоровский. – С. 19). Я уже имел случай разъяснить, что никакого противоречия, тем паче никакой борьбы не знают подлинные источники, современные преподобным Иосифу Волоцкому и Нилу Сорскому (Митрополит Питирим (Нечаев). Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Доклад на Второй международной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Москва, 1987 г.). «Ино есть делание безмолвия и ино общего жития: всяка убо мера изящна по словеси премудрых» (Преп. Нил Сорский. Предание ученикам своим о жительстве скитском. – М., 1849. – С. 44).
Но и ставя вопрос шире, мы не видим противоречия между службой Богу и службой ближним. Только служа Богу, христианин служит ближнему. Модель взаимодействия монастыря и внешнего мира (она может служить и христианской моделью культуры) может быть расшифрована в терминах единого отношения: 1) внимание к воле Божией; 2) научение внешних согласовывать с нею волю человеческую и 3) претворение этой согласованной с небом человеческой воли в делах милосердия, хозяйствования, экологии.
Татьяна Кутырева
Митрополит Питирим: Самое трудное дело делай сам!
- Владыко, раньше монастыри были своеобразными очагами культуры, благодаря им распространялась письменность на Руси. А какова их роль сейчас?
- Кто-то называет монастырь духовным маяком, кто-то – пристанью для души. Можно назвать его и портом, насыщенным большой работой по перевалке грузов мирской тяжести на плечи монахов. Они молятся за мир, а молиться за мир – то же, что кровь проливать, подвиг мученичества.
Сопереживать чужую боль и радость как свою – важная часть монашеской жизни. В миру очень трудно жить. И чтобы помочь людям, как бы поддержать их с тыла, кто-то идет в монахи.
- Можно сделать вывод, что в этом монастыре молятся за меня и моих детей, за Отечество наше?
- «Приношу, Господи, скорби людей, плененных воздыхания, страдания убогих, нужды путешествующих, немощных скорби, рыдания младенцев, обеты дев, молитвы вдов, сирот умиление…» Сколько здесь заложено чувства! А молитва за Россию? «На Отчизну нашу, Россию, излей благодать Твою, Боже! Да соединятся все народы, ее населяющие, в одну семью… Да будет хлеб насущный и духовный для всех без изъятия. Да будет мир и любовь между всеми, и да будут безсильны козни врагов внутренних и внешних…» Это очень проникновенная молитва.
- При жизни Иосифа Волоцкого в вашем монастыре был особый строжайший устав: ночи братия проводила в молитвах, носили вериги, клали до 3 тысяч поклонов в день. Какая польза обществу от этого самоистязания?
- Все эти подвиги имеют двоякий смысл. Первое – увеличивается сопереживание той заботы и боли, которые угнетают мирских людей, весь мир. Когда спишь в тепле и регулярно питаешься, можно забыть о том, что в это время где-то люди мерзнут, гибнут от голода и бедствий. Испытывая неудобства, тяжесть вериг, строгость поста, монахи становятся сопричастниками скорбей остальных людей.
А внутренний смысл в том, что через воспитание выдержки, терпения, самодисциплины очищается душа, не отвлекаясь на внешние удобства.
- Многие годы на Церкви было как бы официальное табу. Трудно вернуться на дорогу к храму. И все же картина изменилась. Раздаются голоса, что церковь чуть ли не в моду вошла, что большинство ходит не молиться, а свечки ставить. Зачем же люди посещают церковь? Что в ней главное?
- Мир – это целостная система. И Церковь – живой организм, в котором части связаны между собою общностью духовных процессов. Особенно остро это ощущается во время богослужения. Можно, хоть и не совсем удачно, сравнить с механизмом. В любом механизме есть источник энергии. В церкви – это священник, передающий энергию благодатной силы Божией во время богослужения. Благодаря этому в людях открываются собственные источники духовной энергии. Существуют церковные обряды и особые таинства, через которые передается благодать Божия, в частности – очищающие душу покаяние и исповедь. Вкусившие благодати уже не отлепляются от церкви. Итак, мир – система. Центр – Бог. Все остальное – взаимодействие.
- Зло – часть этой системы? Оно неистребимо? То, что мы страдаем за грехи отцов, почти никем всерьез не воспринимается.
- Если сравнивать систему мира с организмом, то зло – продукт распада, накапливающийся в нем. Источник зла – дьявол, который противопоставил себя Богу. Его действия – деструктивные. Далее вы сами можете найти аналогию: здоровый организм – зараженный организм. Почему Бог попускает зло – один из вечных вопросов. Ответ на него можно получить только в процессе духовной жизни. А в безверии, формально, с позиции обыденных представлений это не объяснить.
- Сегодня в Зеленограде все газоны заставлены иномарками. В то же время появилось немало нищих. Но нет уверенности в том, что если подашь малую лепту, тебе ее не бросят назад. Как нужно творить милостыню? И каким вообще должно быть милосердие?
- Рабочие места, профессиональное образование, трудовые навыки – это истинная помощь. А милостыня – это костыль. Он, конечно, нужен, но никогда не заменит здоровую ногу. Да и настоящая бедность себя не любит показывать. Но именно таким, кто не может самостоятельно пропитаться, и должно оказываться милосердие.
Порой сказать доброе слово, поддержать человека в момент душевной боли – тоже милостыня. Однажды к Тургеневу в хмурый осенний вечер на улице обратился человек за помощью. А у Ивана Сергеевича не было с собой ничего, и он, пожав протянутую руку, сказал: «Прости, брат, ничего нет». Тот ответил: «Спасибо, брат, это тоже подаяние».
Мне довелось быть одним из учредителей Центра народной помощи «Благовест». Наша деятельность, образно говоря, как звук колокола должна пробуждать в людях сочувствие к тем, кого надо поддержать, одеть, накормить.
Наша организация родилась в результате критической оценки той благотворительной работы, которая стала развиваться в период перестройки. Не все смогли удержаться на высоком уровне нравственности, который диктует эта деятельность. Тогда теперешний президент «Благовеста» Зинаида Драгункина и прежний – Георг Мясников пришли ко мне с душевной болью, с вопросом: как следует продолжать эту деятельность? Зинаида Федоровна предложила мне конкретный участок работы – заботу о детях Чернобыля. Тот, кто соприкасался, знает, насколько остра эта наша историческая трагедия.
Нестерпимо больно было видеть состояние наших ветеранов, выброшенных из жизни пенсионеров. В то время найти благотворителей было сложно, и очень помогли контакты Зинаиды Федоровны с Датским центром народной помощи, который патронирует правительство и королева Дании Маргарет. Есть там и представители хороших русских фамилий, в частности, из династии Романовых. Так и началась конкретная работа «Благовеста».
- Как вы относитесь к библейским сюжетам в кинематографии?
- Очень плохо отношусь. Запрещать ли это? Лучше – просто игнорировать, разъяснять. Существуют различные виды искусства. Кому-то нравится классика, кому-то – поп-арт. Это все, вероятно, имеет такое же право на существование, как болезни. Различные заболевания приводят к искаженному восприятию действительности. Упрекать человека за то, что у него хромота или какие-то душевные сдвиги, если они социально не опасны, наверное, не стоит.
- Какая заповедь Христа особенно актуальна сегодня?
- Всегда одна и та же: «Не делай другому того, что не хочешь себе. Люби ближнего как самого себя».
- Почему дьявола называют «отцом лжи», а Христа – «начальником тишины»?
- Что такое ложь? Искажение. Дьявольская цепочка начинается с фальши, подмены, затем разрушение и смерть. Деструкция.
А Христос вносил тишину. Помните, как Он сказал буре на Геннисаретском озере: «Умолкни, перестань!» Только в тишине можно слышать самые тонкие звуки и самое тонкое движение души. В сутолоке, толпе, шуме человек теряет свое лицо. В тихую воду можно смотреться как в зеркало. А в воде, покрытой даже мелкой рябью, вы ничего не увидите.
- Тишина души – это смирение. А как его добиться?
- Любить. Смиряется же мама перед своим маленьким ребенком. Смирение – уметь жить в мире с другим человеком. Это нужно воспитывать в себе. Закипела ярость – отвернитесь от обидчика и глубоко вздохните с именем Божиим.
- Работа психологов на подсознании – нравственна или нет?
- Лучше быть подальше от этого. К тому же это опять временные меры. Все хорошее надо заработать. И самое глубокое средство внутреннего воспитания – это молитва.
- Владыко, чувствуете ли Вы присутствие в монастыре преподобного? Случаются ли сейчас чудеса?
- Бывает. Возвращают украденные вещи без всякого участия силовых структур. Мы видим знак Божий и в явлениях атмосферных. Когда молимся о дожде – идет дождь, когда просим хорошей погоды – начинает светить солнце.
- Что украшает женщину?
- Ум. И умение творить добро.
- Современные женщины много времени проводят на работе. Как воспитывать детей?
- В старину, ожидая ребенка, женщины попусту не развлекались, читали духовные книги, пели духовные песни. В первые 3 года окружали дитя особым теплом и заботой. В нашем доме вообще не было телесных наказаний. А дисциплина была. Самым большим наказанием были мамины печальные глаза. А рос я практически без отца. Мне было 4 года, когда его арестовали. Он ненадолго вернулся, чтобы вскоре умереть.
- Какой главный совет он Вам дал?
Самое трудное дело делай сам.
Газета «41», Зеленоград.
Из рассказов митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима
Осень 1943 года. МИИТ (Московский институт инженеров железнодорожного транспорта). Военное положение в Москве скоро будет снято, но еще заклеены окна, еще по улицам ходят патрули противовоздушной обороны, ночное дежурство над городом. Начало учебного года в МИИТе. ЛИИЖТ (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) возвратился из эвакуации в Новосибирск, гостит в 6-м корпусе.
На первом курсе в числе студентов – и только что окончившие среднюю школу, и уже отвоевавшие, с контузиями и ранениями. Вернулись с фронта те, кто ушел со второго-третьего курса МИИТа. Среди них – девушка с протезированными руками и ногами. Она не могла записывать лекции, не могла самостоятельно надеть пальто, ее опекали студенты-юноши и взрослые. Ребята ждали ее, чтобы открыть ей дверь, чтобы в гардеробе снять с нее полевую сумку, потом пальто, снова надеть на нее сумку, а потом поодаль сопровождали ее по лестнице, пока она медленно, тяжело переставляя протезы, поднималась по ступенькам. Она закончила МИИТ с красным дипломом и успешно работала в отрасли.
Занятия начались в ноябре. Нас встречает ректор – генерал-директор тяги Дионисий Федорович Парфенов. Моложавый, худощавый генерал, невысокого роста, он обращается к студентам с большим уважением, пожимает каждому руку и вручает маленький традиционный значок-восьмиугольник с изображением на красном фоне надписи «МИИТ». По традиции первую неделю первокурсники слушают самых крупных ученых и профессоров, и только потом начинаются обычные занятия – с заданиями, опросами, отметками. Этот обычай я впоследствии перенес в Московскую духовную семинарию: мы знакомили первокурсников с нашей школой, с Москвой, с ее святынями, и перед ними выступали старшие профессора – с именем, стажем и богословскими исследованиями.
Мне запомнилась одна из первых лекций профессора, академика В.Н.Образцова. Добродушный, полноватый человек, в форме светлого цвета, обращаясь к нам, с теплым отеческим юмором сказал: «Ну, меня-то вы не знаете. Я – Образцов… Академик… А вот сына моего все в Москве знают. Он в куклы играет на Тверской. У меня два сына. Старший-то умный, военный летчик». С этого начиналось знакомство с курсом организации движения.
Еще одно воспоминание, из другого ознакомительного курса: «Железнодорожник, прежде всего, должен быть сообразительным. Надо уметь принимать решение в экстремальных ситуациях, когда думать некогда». Мы пишем, пишем старательно (конспекты мы вели исправно). «Записываем: состав большегрузный… вагонов двухосных, четырехосных столько-то… грузоподъемность: 18 тонн первых, 40 тонн вторых… локомотив… колесная формула 1-5-2». Следует пауза. «Вопрос: сколько лет машинисту?» Все с недоумением смотрят на профессора. Начинают что-то вычислять. Потом звучит робкий голос: «Но это же невозможно!» - «Что невозможно? Надо!» - «Но как?» - «Подойти и спросить!!!». Быть может, несолидно начинать воспоминания с этих милых сердцу юморесок, но это был один из сильных если не факторов, то, во всяком случае, компонентов нашего студенческого бытия.
А дальше начались будни – лекции, практические занятия, задания. Вероятно, самым теплым местом в неотапливаемом помещении института были «чертежки», со старинными высокими пюпитрами, липовыми досками, некоторые из которых были все исчерчены, залиты тушью и исколоты кнопками, что говорило об их необычайно долгом служении науке. В этих «чертежках» мы делали первые задания: выполняли поперечный разрез рельса с измерениями шейки, головки и т.д. Чертить нужно было аккуратно и точно, но, вместе с тем, в «чертежке» постоянно были слышны разговоры, кто-то что-то рассказывал. Это были и фронтовые воспоминания, и различного рода смешные истории. Тогда только-только входил в наш обиход джаз, и один из однокурсников, Юрочка, в одиночку изображал целый оркестр.
Студенческая столовая работала исправно. У нас был очень скудный обед, выдаваемый по продовольственной карточке, однако мы предпочитали приносить с собой ломоть черного хлеба, который не очень отягощал карман. Говорили, что хлеб, сохраненный до вечера, приобретал особо отменные вкусовые качества.
В студенческом общежитии я не помню каких-либо инцидентов. Хотя сам я жил в городе, но всегда заходил к товарищам и, естественно, жил общими с ними интересами.
Так прошел первый семестр. Помнится, отсева не было. Мы дорожили нашей учебно-научной, как считалось, нагрузкой, и, главное, тем ощущением товарищества, которое скреплялось высоким чувством долга и ответственности. Составной частью нашей жизни был транспарант: «Железнодорожный транспорт – родной брат Красной Армии» - с характерным фамильным росчерком под текстом. Уже не помню, где именно он находился, но эти слова мы с гордостью часто повторяли.
Ведущие профессора, имена которых вписаны в «золотую» летопись МИИТа, после первой недели были, конечно, недоступны для нас. Но мы слушали рассказы старших, которые оставили нам прозвища старых профессоров, и мы тоже иногда повторяли их, передавая затем младшему поколению. В частности, в МИИТе учился мой старший брат, Иван Владимирович. Впоследствии он был среди первых строителей Кузбасса, БАМа и занимал должность руководителя одного из отделов БАМ-Проекта.
Студенты боялись, как бы на защиту диплома не пришел Иван Петрович Прокофьев. Он имел обыкновение, выслушав дипломника, просить его нарисовать на доске «балочку» и соответствующим образом нагрузить ее согласно курсу сопромата или теормеха. И, увы, иногда бывали конфузы.
Одной из недосягаемых высот учебного Олимпа был для нас так называемый факультет «ПС». Мы все занимались четыре с половиной года (девять семестров, десятый – дипломный), а их курс был рассчитан на семь лет, там готовили референтов для Министерства путей сообщения.
Наряду с учебными занятиями активно действовало НСО – научное студенческое общество. Входили в него далеко не все, но это была творческая лаборатория, из которой выходили будущие ученые, изобретатели.
Мы рано взрослели. Вся страна, вся наша студенческая среда жили «всерьез». Сводки с фронта и тыловые будни были реальностью, как бы тестом личной ответственности. Вспоминаю первую учебную практику на геодезическом полигоне, строительство рельсового пути в Кривандине под Москвой для создания торфовой трассы и многое другое, серьезное и растворенное теплым юмором.
Как заповедное место вспоминается библиотека с ее старинным интерьером, очередью за учебниками и выпрашиванием «на денек» серьезных отраслевых изданий.
Живой интерес вызывал музей железнодорожного транспорта в правом (теперь коммерческом) крыле Рижского вокзала. Там был первый опыт, как надо в считанные секунды принять на согнутую в локте руку от помощника машиниста проходящего поезда один жезл и передать другой, быстро заложить жезл в машину СЦБ (сигнализация, централизация. блокировка), прокрутить рукоятку и таким образом открыть семафор уходящему перегонному составу.
Некоторые виды лабораторных работ проходили в МЭМИИТ (Московском электромеханическом институте путей сообщения). Одна из наших студенток, увидев локомобиль – действующую модель паровой машины, спросила лаборанта: «Зачем поставили паровоз вверх колесами?».
Актовый зал сохранялся в первоначальном цветовом состоянии, но был забелен, закрашен, никаких признаков храма видно не было. Очень корректно был устроен президиум, на случай необходимости с южной стороны были сделаны кулисы. Зал был заполнен стульями, но на особо популярные выступления мы приносили на последние ряды из близлежащих аудиторий длинные черные столы на шесть человек (где они теперь – прославленные, с мемориальными надписями столы?). Поучался амфитеатр. Первые ряды занимали стулья, за ними – стулья на столах, затем – стол на стол, уже без стульев. Сооружение было прочным, но спускаться с последнего ряда – под потолком – было нелегко.
У нас была постоянная стенгазета профильного содержания. Наиболее ярко вспоминается репортаж «Новой стройке МИИТ посвящается». Переход в первый корпус с Новосущевской улицы первоначально был открыт. В 1944 году, для наведения порядка, вдоль него, по линии нынешнего железобетонного забора, поставили металлическую ограду высотой два с половиной метра, с острыми пиками. Таким образом, оставался только вход с Бахметьевской улицы (ныне – академика Образцова).
Прямо напротив ворот была трамвайная остановка. Профессора и студенты с большими трудностями в часы пик ездили все вместе. Студенты уступали место профессору на площадке или на подножке (трамваи были старого образца, с неавтоматическими дверями, которые по причине многолюдства не закрывались). Сами же студенты висели снаружи, стоя на одной ноге на какой-нибудь детали, почему профессор химии Петр Петрович Лебедев называл их «висунами».
Так вот, те, кто шел с Новослободской, от метро, не желая обходить квартал, перелезали через забор. И упомянутый выше репортаж был проиллюстрирован броским рисунком: забор, на острых пиках которого висят студенты в разных акробатических позах. Увы, вместе с предметами одежды других студентов пострадали и мои брюки.
Мы знали, что актовый зал был некогда домовым храмом. Конечно, речи о его восстановлении не было. Но как-то негласно одобрялось то, что подиум, расположенный на месте алтаря, ничем не был занят. Воинствующего атеизма не было. Преобладал общий дружеский тон. Кто-то бывал в церкви. Посещавшие храм не вызывали удивления или критики.
Естественно, все мы слушали курс исторического материализма, политэкономии, сдавали зачеты и экзамены, но среди нас были молодые люди, особенно из фронтовиков, глубоко чувствовавшие ту историческую духовную традицию, которая напрямую ассоциировалась с Церковью. Дискуссий, как правило, не вели. Но преобладало, как основное направление, бережное отношение к историческому славному прошлому Родины.
Вспоминаю небольшой, но весьма характерный эпизод. Среди профессоров ЛИИЖТа были лекторы, которых мы бегали слушать наряду со своими профессорами. Одним из них был Николай Михайлович Егоров. Он читал теорию механизмов и машин – ТММ, что на студенческом языке называлось «ты моя могила». В конце семестра он делал обзорную лекцию по прочитанному курсу, блестяще все суммировал и сам с добрым юмором говорил: «Это – обзорная лекция, но мы назвали ее «Как сдавать экзамен»». Действительно, он перемежал теоретический материал с теми или иными рассказами о приготовлении «наглядных пособий», то есть шпаргалок, и вспоминал эпизод, когда он что-то спросил у студента по поводу хитро составленной шпаргалки, а тот ему ответил: «Профессор, Вы вед знаете – в нашем деле без шпаргалок невозможно». Сам Николай Михайлович говорил, что толковая шпаргалка означает, что человек проработал курс, если смог уместить его на весьма ограниченной площади.
Так вот, уже будучи студентом Московской Духовной академии, вновь открытой в 1946 году в Троице-Сергиевой лавре, я встречаюсь со своим профессором, и он просит меня доложить отцу наместнику – архимандриту Гурию (Егорову), впоследствии митрополиту Ленинградскому, что приехал его брат.
Надо сказать, что мы узнавали в храмах наших профессоров, скромно стоящих где-то в уголочке, а нередко и военных, у которых под обычным пальто или плащом отчетливо прорисовывались погоны.
В студенческой среде мы не обсуждали вопросы религии, но мировоззренческие темы всегда были в центре нашего внимания. Мы говорили о том, как важно чувство единства нашего будущего с исторической миссией России: служить связующим звеном между народами, между культурами и континентами, ибо от Атлантики до Тихого океана самая прямая дорога идет через Россию.
Книги, подготовленные Иосифо-Волоцким монастырем
Андрей, архиеп. Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис Святого Андрея, Архиеп. Кесарийского. – [Репринт. изд. 1901 г.]. – [М.] : Музей Библии, 1992. – 220 с. : ил. | |
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – [Теряево] : Успенский ставропигиальный Иосифо-Волоцкий монастырь, 2000. – [1376] с. : карт. | |
Библия 1499 г. и Библия в синодальном переводе с иллюстрациями. В 10 т. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 7. Господа нашего Иисуса Христа. Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. – М. : Издат. отд. Моск. Патриархата ; Музей Библии, 1992. – 399 с. : ил. – (Русская Библия). | |
Библия 1499 г. и Библия в синодальном переводе с иллюстрациями. В 10 т. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 8. Деяния святых Апостолов. Послания святых Апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды. Послания святого Апостола Павла. Апокалипсис. – М. : Издат. отд. Моск. Патриархата ; Музей Библии, 1992. – 511 с. : ил. – (Русская Библия). | |
Благословенный путь : светлой памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) / [сост. иером. Питирим (Ляхов), Е.М. Яковлева ; под общ. ред. архим. Сергия (Воронкова)]. – М., 2014. – 475 с. : ил. | |
Волоколамская земля / под общ. ред. митр. Волоколам. и Юрьев. Питирима ; [авт.-сост. Яковлева Е.М. ; фот. Казанцева В.П.]. – М. : Просветитель, 1994. – 271 с. : ил. | |
Волоколамский патерик / подгот. текста, пер. и коммент. Л.А. Ольшевской. – М. : Иосифо-Волоцкий монастырь ; Лето, 2011. – 144 с. : ил. | |
Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. На славянском и русском наречии. – Репринт. изд. 1874 г. – Можайский полиграфкомбинат, [1993?]. – 476 с. – Изд. осуществлено Иосифо-Волоцким монастырем и Московским Свято-Даниловым монастырем, 1990-е гг. | |
Деяния и послания святых апостолов с Апокалипсисом. На славянском и русском наречии. – Репринт. изд. 1874 г. – Можайский полиграфкомбинат, [1993?]. – 583 с. – Изд. осуществлено Иосифо-Волоцким монастырем и Московским Свято-Даниловым монастырем, 1990-е гг. | |
Жизнь и чудеса преподобного Иосифа Волоцкого : короткие рассказы по житийным клеймам / [Н.А. Егасова, текст, оформ. макета ; В.В. Королева, ил., оформ. обл.] ; Иосифо-Волоцкий монастырь. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2005. – [34] с. : ил. | |
Жизнь и чудеса преподобного Иосифа Волоцкого : короткие рассказы по житийным клеймам XVII в. / Иосифо-Волоцкий монастырь. – [М.?], 2013. –32 с. : ил.
|
|
Житие преподобного Иосифа Волоцкого Российского Чудотворца. – [М.?] : Изд. Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, 2008. – 64 с. : ил. | |
Иосиф Волоцкий, преп. Просветитель / [пер. с церковнослав. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 г. ; предисл. Т.В. Суздальцевой]. – [М.?] : Изд. Иосифо-Волоцкого монастыря, 2006. – 394 с. : ил.
|
|
Иосиф Волоцкий, преп. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Творение отца нашего Иосифа игумена Волоцкого / Общественный международный фонд славянской письменности и культуры ; Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь ; [предисл. и пер. «Сказания на новоявившуюся ересь» В.М. Кириллина ; пер. «Просветителя» – Валаамский монастырь]. – Изд. 2-е. – [М.], 2008. – 264 с. : ил. на 8 с. цв. вкл. | |
Иосифа (Егасова), монахиня. Дневник очевидца от обретения Святых мощей преподобного Иосифа Волоцкого до открытия их для поклонения, 2001 – 2003 гг. – [М.] : [Добрая мысль] ; Иосифо-Волоцкий монастырь, [2015]. – 240 с. : ил.
|
|
Иосифа (Егасова), монахиня. Жизнеописание царевича Феодора Долголядского / Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. – М. : Добрая мысль, 2015. – 35 с. : ил. – (Посвящается 500-летию преставления преподобного Иосифа Волоцкого). | |
Иосифо-Волоцкий монастырь : книжка-раскраска / [рис., оформ., макет : Егасова Н.А. ; стихи : Морозова Л.А.]. –Иосифо-Волоцкий монастырь, 2004. – [20] с. : ил., 4 с. цв. вкл. | |
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. [Буклет] / изд. Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря – [М.?] : Просветитель, [2000-е гг.?]. – [6] с. : ил. | |
Материалы научно-практической конференции «Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря: проблемы изучения, реставрации и музеефикации», 30 – 31 окт. 1986 г. / краеведческий музей г. Истры Московской области ; Международный фонд за выживание и развитие человечества ; [сост. сб. И.В. Поздеева ; стеногр. прений подгот. Г.М. Зеленская ; сб. подгот. при участии А.В. Доминяка]. – М., 1989. – 65 с. | |
Музей Библии памяти митрополита Питирима и архимандрита Иннокентия : путеводитель / Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь ; [авт.-сост. И.В. Поздеева]. – М. : Лето, 2019. – 24 с. : ил. | |
Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – Теряево : Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, 2005. – 655 с. : карт., ил. – Макет подготовлен в 2003 г. по благословению митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима. | |
Православный молитвослов и Псалтирь. – [Теряево] : Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, 2001. – 256 с. | |
Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Сборник статей. – М. : Рус. издат. центр ; Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, 2011. – 286 с. : ил. | |
Преподобный Иосиф Волоцкий. Акафист. Житие. Из истории обители. – М. : Иосифо-Волоцкий монастырь, 1999. – 48 с. : ил. – (К 520-летию Иосифо-Волоцкого монастыря). | |
Преподобный Иосиф Волоцкий. Акафист. Житие. Из истории обители / Иосифо-Волоцкий монастырь. – М. : Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2008. – 39 с. : ил. | |
Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Материалы науч.-практ. конф., посвященной пятилетию обретения Святых мощей Преподобного Иосифа, 520-летию освящения первого монастырского каменного храма – Успенского собора – и 80-летию со дня рождения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима / [ред. совет : игум. Сергий (Воронков) – пред., монах Пантелеимон (Дементиенко), Г.М. Зеленская]. – [М.] : Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь ; Ист.-архитектур. и худож. музей «Новый Иерусалим». – 2008. – 494 с. : ил. | |
Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Вып. 2. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 530-летию основания Иосифо-Волоцкого монастыря и 20-летию возрождения в нем монашеской жизни / [ред. совет монастыря : архим. Сергий (Воронков) – пред., монах Пантелеимон (Дементиенко), Л.И. Димова, Е.А. Васильева]. – М. : Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь ; Ист.-архитектур. и худож. музей «Новый Иерусалим», 2013. – 479 с. : ил. | |
Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Вып. 3. Материалы научно-практической конференции, посвященной 500-летию Русского Хронографа, 10-летию открытия для поклонения честных мощей преподобного Иосифа Волоцкого и 10-летию кончины митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима / [редсовет монастыря : архим. Сергий (Воронков) – пред., монах Пантелеимон (Дементиенко), Л.И. Димова, Е.А. Васильева]. – М. : Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь ; Лето, 2015. – 447 с. : ил. | |
Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Вып. 4. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 500-летию преставления преподобного Иосифа Волоцкого / Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь ; [ред. совет монастыря : архим. Сергий (Воронков) – пред., монах Пантелеимон (Дементиенко), Л.И. Димова, Е.А. Васильева]. – М. : [Добрая мысль], 2017. – 479 с. : ил.
|
|
Преподобный Иосиф Волоцкий и созданная им обитель / [Т. Александрова, Т. Суздальцева]. – М. : Северный паломник, 2001. – 47 с. : ил. на 16 с. цв. вкл. | |
Преподобный Иосиф Волоцкий и созданная им обитель / [Т. Александрова, Т. Суздальцева]. – М. : Северный паломник, 2007. – 48 с. : ил.
|
|
500 лет со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого. Знаменательные события юбилейного года / Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. – М., 2016. – 28 с. : ил. | |
Русские писатели и русские либералы. (Сборник произведений) / [авт. сб. иером. Герман (Чекунов), насельник Иосифо-Волоцкого монастыря]. – [Подольск], [2021]. – 224 с. : ил. | |
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Страницы летописи 2017 года. – [М.] : Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, [2018?]. – 49 с. : ил. | |
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Страницы летописи 2018 года. – [М.], 2019. – 68 с. : ил. в тексте и на обл.
|
|
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Страницы летописи 2019 года. – [М.], [2020]. – 64 c. : ил. в тексте и на обл. | |
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Страницы летописи 2020 года. – [М.], 2021. – 76 с. : ил. в тексте и на обл. | |
«Сияше светильник учения его…» Преподобный Иосиф Волоцкий в русской духовной культуре / [сост. Л.И. Алехина, Я.Э. Зеленина, И.В. Поздеева]. – М. : Лето, 2019. – 511 с. : ил. | |
Служба с акафистом преподобному Иосифу Волоцкому Чудотворцу. 500 лет со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого. – М. : Добрая мысль, 2016. – 64 с. : ил. | |
Чудовская рукопись Нового Завета 1354 года. Труд Свт. Алексия митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца / [концепция изд. митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) ; подгот. текста, компьютер. набор, верстка Александрова Т.Л. ; ред. Суздальцева Т.В.]. – М. : Северный паломник, 2001. – 479 с., в т.ч. факсимиле листов с фототип. изд. 1892 г. | |
Чудотворная икона Божией Матери «Владимирская-Волоколамская» из местного ряда иконостаса Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря : [буклет]. – [Иосифо-Волоцкий монастырь], [после 2007 г.]. – [6] с. : ил. | |
The St. Joseph of Volokolamsk Stravropegic Monastery : [booklet] / [Publication of the St. Joseph of Volokolamsk Stravropegic Monastery]. – [Teryayevo], [2007?]. – [6] p. : il. | |
Venerable Joseph of Volokolamsk pray to God for us! Intercessory Prayers, Life, and the History of Saint Joseph of Volokolamskʼ monastery. – [Teryayevo] : St. Joseph of Volokolamsk Stravropegic Monastery, [2015?]. – 35 p. : il.
|
ОБ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ (Из сборника Иеромонаха Германа)
В сегодняшнем мире постоянно разгораются кровопролитные конфликты. Много всего трудного и страшного пережила, и переживает сейчас, наша Родина. И в этих непростых условиях, чтобы осмыслить происходящее, мы все чаще обращаемся к истории государства Российского. Ведь современная Россия – преемница и наследница Древней Руси, превратившейся с течением столетий в великую, могучую державу. И ей, несмотря на все усилия внешних и внутренних врагов, надлежит продолжить свой славный путь, отмеченный многими победами и достижениями. Мы верим, что Россия сумеет выйти из мрака озлобления, ожесточения, развращения и упадка.
Может показаться странным упоминание о том, что на этом пути у нас есть внутренние враги. Разобраться в этом вопросе поможет предлагаемый сборник, посвященный такому многоликому и многогранному явлению, как русская интеллигенция.
В этой книге статьи выстроены таким образом, чтобы проследить путь от прекраснодушных рассуждений идеалистических «западников» и «философов» до звериной ярости террористов, с изощренным человеконенавистничеством ввергших Империю в водоворот кровавых событий. Как написал более ста лет назад религиозный мыслитель и священник Сергей Николаевич Булгаков, «есть от чего прийти в уныние и впасть в глубокое сомнение относительно дальнейшего будущего России».
Как и сейчас, в те времена основным инструментом реформаторов являлось богоборчество, отрицание души и веры. Но в этом кроется и ответ на вопрос: как нам избежать катастрофы, распада страны, крушения надежд. Ничего интеллигент, возомнивший себя равным Богу, не может противопоставить искренней вере в Спасителя и твёрдой убеждённости в божественной природе бессмертной души.
Этот сборник даёт нам возможность осознать опыт и понять предупреждения, которые оставили нам и классики русской литературы, и сами интеллигенты на сломе веков, и православные пастыри. Это своеобразный путеводитель по искренним заблуждениям «страшно далёких от народа» вольнодумцев и по злонамеренным козням настоящих «профессиональных революционеров», которых роднит одно – отрицание Бога, гордыня уподобления себя Создателю, в чем и кроется корень всех зол. Нам очень важно не допустить такой роковой ошибки в воспитании будущих поколений наших граждан.
Необходимо помнить слова Господа, которые навечно запечатлел в своем Евангелии ближайший ученик Христа Иоанн Богослов: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне… ибо без Меня не можете делать ничего».
Нам предстоит долгий путь – путь переосмысления нашего наследия, где слишком много следов безбожного чудовищного эксперимента, множество свидетельств влияния заморских манипуляторов, но где всегда есть место духовному подвигу, который красной нитью проходит через всю историю страны.
Удастся ли интеллигенции избавиться от разрушительных качеств, присущих ей исторически – антицерковности, антигосударственности, антинародности? Можем ли мы быть уверены в том, что российская интеллигенция поймет простую истину: Православие – это не только прошлое, но и будущее Великой России? Над этими вопросами мы задумываемся сейчас и надеемся, что ответ на них будет положительный.
Поговорим о понятиях
Если внимательно прислушаться к нашему современному разговорному языку и приглядеться к языку литературному, то станет очевидным, что из обихода практически исчезли слова «интеллигенция» и «интеллигент». Лишь иногда, характеризуя какого-то человека, как правило, из недавнего прошлого, произносят: «интеллигентный». Почему же у нас при таком изобилии людей с дипломами, занятых исключительно умственным трудом, не стало интеллигенции? Чтобы разобраться, заглянем в словари.
Большой энциклопедический словарь издания 2002 года сообщает: «Интеллигенция – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию «интеллигенция» нередко придают и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин введен писателем П.Д.Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы». Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический».
Статья из БЭС является сокращенным вариантом статьи из Советского энциклопедического словаря, издававшегося в 80-е годы прошлого века. Вот как это выглядело в оригинале: «Интеллигенция (от лат intelligens – понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин «интеллигенция» введен писателем П.Д.Боборыкиным (в 60-х гг. 19 в.) и из русского перешел в другие языки. Интеллигенция неоднородна по своему составу и принадлежит или примыкает к различным общественным классам, интересы которых она осмысливает, обслуживает и выражает. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в рабовладельческом и феодальном обществах, где монополия на умственный труд принадлежала господствующим классам, получила значительное развитие при капитализме. В условиях научно-технической революции растет численность и роль интеллигенции, а также ее социальная дифференциация. Часть современной интеллигенции в капиталистических странах прямо относится к буржуазии (около 5%), к мелкой буржуазии (5-10%), однако преобладающая тенденция состоит в переходе ее к работе по найму, пролетаризации основной массы интеллигенции, что способствует ее сближению по условиям труда и материальному положению с рабочим классом; в условиях капитализма возникает также «рабочая интеллигенция» (Ленин). Значительная часть интеллигенции все более активно участвует в классовой антимонополистической борьбе в качестве союзника рабочего класса. После социалистической революции формируется новая интеллигенция, которая сливается со старой в единую социалистическую народную интеллигенцию, активно участвующую под руководством рабочего класса и коммунистической партии в социалистическом и коммунистическом строительстве, при этом происходит сближение всех классов и слоев общества».
За уточнением в вопросе происхождения слова «интеллигенция» обратимся к Словарю иностранных слов издания 1988 года: «Интеллект (лат. intellectus) – ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. Интеллектуал – человек с высокоразвитым интеллектом, человек интеллектуального труда. Интеллигентность (лат. intelligens, intelligentis – знающий, понимающий, разумный) – высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения. Интеллигенция – социальная группа, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом и обладающие необходимым для такого труда специальным образованием».
Посмотрим, что пишут по интересующей нас теме другие отечественные словари. Откроем Толковый словарь Ожегова и Шведовой 1999 года: «Интеллигент – лицо, принадлежащее к интеллигенции. Интеллигентный человек. Интеллигентный – принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры».
Подробные объяснения дает Словарь современных понятий и терминов, издававшийся в 1990-е годы: «Интеллект – понимание, рассудок, относительно устойчивая структура умственных способностей индивида к мышлению, рациональному познанию. Интеллектуал – человек с высокоразвитым интеллектом, профессионально использующий свои умственные способности; высокообразованный человек, склонный к творческой, новаторской деятельности. Интеллигентщина – неодобрительно – отрицательные свойства поведения, образа мысли интеллигентов. Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры. Понятию «интеллигенция» придают нередко моральный смысл, считая ее носителем высокой нравственности».
И вот как написано в Современном толковом словаре русского языка 2001 года: «Интеллект (лат. intellectus – понятие, рассудок) – мыслительные способности человека, разум, уровень умственного развития. Интеллектуал – человек с высокоразвитым интеллектом, занимающийся интеллектуальным трудом. Интеллигент (лат. intelligens, intelligentis – понимающий, знающий) – тот, кто принадлежит к интеллигенции. Мягкотелый интеллигент – тот, кто не способен на решительные поступки. Интеллигентишка. Интеллигентный – обладающий большой внутренней культурой. Интеллигенция – социальная группа, состоящая из образованных людей, обладающих большой внутренней культурой и профессионально занимающихся умственным трудом».
Добавим еще чрезвычайно скромные сведения из Толкового словаря живого великорусского языка В.И.Даля, изданного в 19-м веке: «Интеллектуальный – лат. духовный, умственный, разумный. Интеллигенция – разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».
При сравнении становится очевидным, что понятия «интеллигент, интеллигенция, интеллигентный» с течением времени на нашей русской земле приобрели свой особый смысл. Интеллигент – это не только профессиональная характеристика. Это еще и отличные от других слоев общества личные качества, внешность, речь, поведение, культура быта. В современной жизни наличие диплома ничего не говорит об умственных способностях человека, о его профессиональной квалификации, уровне образования и общей культуры. В этом отношении об интеллигенции как особой социальной группе говорить не приходится. Неудивительно, что слово это больше не употребляется. Слово «интеллигентный» пока из нашей речи не исчезло, но оно теперь уже совершенно не является характеристикой мыслительных и творческих способностей людей. А что же тогда подразумевается под словом «интеллигентный»?
О высоком идеале рассказывает детский словарь «Что такое. Кто такой», выпущенный издательством «Педагогика» в 1997 году: «На заводах есть инженеры-конструкторы, по их замыслам создаются новые машины. Есть учителя и врачи, ученые и космонавты, артисты и писатели, художники и композиторы. Все они составляют большую группу людей, которая называется интеллигенцией – латинским словом, означающим «разумный, понимающий». Чтобы стать инженером, нужно много учиться, много знать и уметь. Но слово «интеллигент» означает не только то, что человек овладел сложной профессией. Врач, не желающий облегчить страдания больного, учитель, не любящий своих учеников, агроном, отравляющий природу, не могут быть названы интеллигентами. Интеллигент – это человек гуманный, желающий добра людям, готовый прийти всегда на помощь. Глубокое чувство своей ответственности перед народом, любви к Родине было свойственно нашим великим ученым. Интеллигентами в настоящем смысле этого слова могут быть и рабочие, и крестьяне, видящие смысл своей жизни в служении людям и обществу. Интеллигенция – это цвет общества. Она – хранитель всего самого здорового в нем: чести, добра, справедливости, его культурных ценностей. Многое из того, чем дорожит и гордится отечественная история, - великие произведения искусства, музыки, географические открытия, изобретения – все это дело рук и разума интеллигенции».
Исходя из таких идеальных представлений, получается, что интеллигентный человек – это редко сейчас встречающийся тип людей.
А что же на Западе? Как там обстоят дела с интеллигенцией? Заглянем в иностранные словари. В словаре учебника латинского языка А.Ч.Козаржевского по интересующей нас теме есть всего три слова: «Intellectus – восприятие, представление, интеллект. Intellegentia – понимание, представление, интеллигенция. Intellego – понимать, разбираться, интеллигент».
Близок к латинскому языку итальянский. Вот что мы читаем в Новом итальяно-русском словаре: «intelletto – ум, разум, интеллект, рассудок; понимание, интуиция. intellettuale – умственный, интеллектуальный, интеллигент. intellettalita – интеллектуальность, представители интеллектуально мира; интеллигенция (часто иронич.). intelligente – умный, понятливый, понимающий, знающий; умелый, искусный. intelligenza – ум, разум, мыслительные способности; знание, понимание; согласие, единомыслие, сговор; ловкость, умение; интеллигенция».
В польском словаре мы не обнаружим слово «интеллигент». Человек умственного труда назван «intelektualista». Слово «inteligencja» означает одновременно «интеллигентность» и «интеллигенция».
Похожая ситуация со словом «интеллигент» наблюдается и в других европейских языках. В Большом немецко-русском словаре читаем: «intellektuell – интеллектуальный, умственный, духовный, разумный, рассудочный. Intellektuelle – интеллигент, работник умственного труда; рассудочный человек. intelligent – умный; развитой; культурный; понятливый, способный; интеллигентный, образованный. Intelligenz – ум, интеллект, умственное развитие, культурный кругозор; понятливость, смышленость; интеллигентность, образованность, эрудиция; интеллигенция, работники умственного труда. Intelligenzler – пренебрежит. – интеллигент».
Далее откроем Новый англо-русский словарь: «intellect – интеллект, ум, рассудок; умнейший человек. intellectual – интеллектуальный, умственный, мысляший; мыслящий человек; интеллигент, интеллектуал, интеллигенция. intelligence – рассудок, интеллект; смышленость, понятливость; сведения, информация; разведка; разведывательный. intelligencer – осведомитель; тайный агент, шпион. intelligent – умный, разумный, понимающий».
Как свидетельствует Французско-русский словарь, во французском языке слово «интеллигенция» тоже имеет «тайный» смысл: «intellectuеl – интеллектуальный, умственный; интеллектуал, интеллигенция. intelligence - ум; понимание, сообразительность; понимающий; тайные связи; заговорщический; intelligent – умный, понятливый, сообразительный».
Поддерживает «заговорщический» оттенок и соседняя с Францией Испания. Откроем испанско-русский словарь: «intellectual – умственный, интеллектуальный, духовный; интеллигент, интеллектуал, интеллигенция. inteligencia – ум, разум рассудок, интеллект; понимание, понятливость; взаимопонимание, единомыслие, согласие; тайная связь, сговор; опыт, навык; intelligent – умный, понятливый, смышленый».
Если мы перелистаем еще множество словарей на разных языках, то лишний раз убедимся в том, что только у нас зафиксировано существование совершенно особого типа людей, который можно назвать «русская интеллигенция».
В дореволюционный период отрицательное отношение к интеллигенции было связано с ее атеизмом. Так, читая биографические материалы о таких видных деятелях, как Герцен и Троцкий, узнаем, что они во время учебы неприятно поражали своих учителей тем, что при прекрасном (наизусть) знании Священного Писания были безбожниками.
Безрелигиозность и внецерковность производили отталкивающее впечатление на русского человека. К примеру, князь Н.Д.Жевахов пишет в своей книге воспоминаний: «Когда в 1773 году Новиков (Н.И.Новиков – просветитель, писатель, издатель) встретился с приехавшим в Петербург энциклопедистом Дидро, то его впечатление выразилось в следующих словах: «Он (Дидро) – умный француз, но ему, как неверующему, верить нельзя». Особенно заметно такое отношение к интеллигенции со стороны крестьян. Как отмечал Морис Бэринг в книге «Главные основы России», русский крестьянин глубоко религиозен, видит Бога во всех вещах и считает ненормальным, неумным человека, не верующего в Бога. Поэтому, когда в среде интеллигенции возникло движение, называемое народничеством, и множество интеллигентов стали работать в деревне, самоотверженно служили нуждам народа, старались нести культуру в крестьянскую жизнь, это не вызвало ответной симпатии со стороны крестьян. Тем более не нашла у них отклика революционная пропаганда.
Как пишет Н.О.Лосский в книге «Характер русского народа», у русских революционеров, ставших атеистами, вместо христианской религиозности явилось страстное, фанатическое стремление осуществить своего рода Царство Божие на земле без Бога, на основе научного знания. При этом он отмечает, что именно из среды народников в начале ХХ века возникла партия социалистов-революционеров, развившая потрясающую по своей жестокости террористическую деятельность.
После революции у нас образовались Рабоче-крестьянская партия, советы рабочих и солдатских депутатов, Рабоче-крестьянская Красная Армия, и все остальное тоже было рабоче-крестьянское. Интеллигенцию назвали прослойкой и в очередной раз отказали ей в доверии. На этот раз по причине ее тесной связи с «буржуазией». С тех времен до нас дошли определения «гнилая интеллигенция», «служанка буржуазии».
При этом с большим подъемом и даже восторгом встретили люди из образованных слоев населения события 1917 года, но очень быстро были разочарованы. Тогда многие эмигрировали, много представителей интеллигенции погибло. Оставшиеся и сотрудничавшие с новой властью, служили не коммунистической идее, а своей Родине, служили России, стойко перенося непонимание, гонение, тюрьмы. С достоинством пройдя все испытания, интеллигенция, наконец, обрела подобающий ей статус. Однако в наше время нередко люди творческих профессий, деятели науки и культуры лишены и этого особого качества, присущего русской интеллигенции, - желания самоотверженно трудиться на благо своей страны и своего народа.
Мы не знаем, произойдут ли в дальнейшем какие-то изменения в среде людей, занятых умственным трудом. Не знаем, что напишут в толковых словарях наши потомки. Не исключено, что появится вскоре рядом со словами «интеллигенция, интеллигент, интеллигентный» указание «устаревшее».
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ОБ УМЕ И БЕЗУМИИ
Сын человеческий! Скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим… и ум твой возгордился богатством твоим,- за то так говорит Господь Бог: …вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои… низведут тебя в могилу. (Иез. 28:2)
Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. (Еккл. 4:13)
Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. (Пс. 13:1)
Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое. (Пс. 73:18)
Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют. (Иер. 4:22)
Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. (1 Кор. 14:20)
Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли /Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор. 1:20)
Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом. (1 Кор. 3:19)
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. (1 Кор. 2:14)
Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. (Тит. 1:15)
Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. (Рим. 7:25)
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы… (Рим. 1:28)
Люди, развращенные умом, невежды в вере. (2 Тим. 3:8)
Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. (Флп. 4:7)
Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. (Еф. 4:17)