Преподобный Иосиф Волоцкий - уникальнейшая личность в мировой истории. След, который он оставил в памяти потомков, и спустя несколько столетий не изглаживается из памяти поколений. Его почитают как святого Православной Церкви, уважают как выдающегося организатора монастырской деятельности, переиздаются его сочинения, ставится в пример опыт его служения Церкви и обществу как человека, во многом опережавшего своё время.
Митрополит Питирим (Нечаев) так отзывался о преподобном Иосифе:
"Это был человек исключительных природных дарований, очень волевой и очень сильный по воздействию на окружающих. Он носил на теле вериги в 20 с лишним килограммов, его физическая сила поражала даже крестьян, которые приходили к нему.
В обители было полное отрицание имущества. Каждый монах мог иметь всё для работы, для необходимого служения, но не мог иметь ничего своего. Молитва и труд были основными составляющими их делания. Это было первое, главное направление.
Второе, тоже главное направление - это высокая культура. Менее чем за сто лет в обители было собрано более чем 1000 рукописей - по тем временам это небывалая цифра. Монахи упражнялись в каллиграфии, переписывали книги. Сам Иосиф Преподобный был великолепным каллиграфом. Это была богатейшая библиотека, которая в середине XIX века была передана в Московскую духовную академию.
Иосиф Преподобный был глубоким богословом-полемистом - не замкнутым в келье теоретиком, а борцом за чистоту Православия. Значение его для русского государства столь же велико, как значение преподобного Сергия Радонежского. Он защитил Россию от того религиозного распада, которому подверглась в религиозных войнах Европа. Он был очень начитан, его высказывания, поучения были собраны в книгу "Просветитель". Когда читаешь этот труд, поражаешься его эрудиции.
Знаменитый Дионисий, живописец, который расписывал кремлёвские соборы, находился под прямым влиянием преподобного Иосифа. Дионисий расписывал вторую, каменную церковь монастыря.
Третьим направлением было социальное служение. Помимо того, что Преподобный заботился о детях и стариках, он помогал развитию сельского хозяйства вокруг, снабжал крестьян скотом, инвентарём, посевным фондом, учил травополью. Когда наступали голодные годы, монастырь не только сам кормил до 700 человек в день - это в те безлюдные времена! - он ещё и регулировал рыночные цены на хлеб. Преподобный требовал христианского отношения владетелей к своим подданным.
Эти три направления нам принадлежат по праву, и мы их должны возродить".