Стройотряд МИИТа

Начало сотрудничеству монастыря с Московским университетом путей сообщения (МИИТ) положил Высокопреосвященнейший митрополит Питирим в 1996 году. МИИТ был первым ВУЗом, куда будущий иерарх поступил по окончании средней школы. Однако получить диплом института ему было не суждено…

Из воспоминаний митрополита Питирима:

Будущий иерарх в студенческие годы

«Вспоминаю начало занятий – в ноябре 1943 года. Нас встречает «генерал-директор тяги», Дионисий Фёдорович Парфёнов. Моложавый, худощавый генерал невысокого роста, он обращается к студентам с большим уважением, пожимает каждому руку и вручает маленький традиционный значёк-восьмиугольник с изображением на красном фоне надписи «МИИТ».

На первом курсе студенты – и только что окончившие среднюю школу, и уже отвоевавшие, с контузиями, ранениями. Были и те, кто ушёл на фронт после второго-третьего года обучения, а после ранения вернулся. Среди них /была/ девушка-инвалид. У неё целой была только одна нога, а вторая – по колено (она ходила на протезе), и не было обеих рук примерно до локтей. Относились к ней рыцарственно, её опекали и студенты-юноши, и взрослые. Ребята ждали её, чтобы открыть дверь, чтобы в гардеробе снять с неё прежде всего полевую сумку, потом пальто, потом вновь надеть на неё эту сумку и поодаль сопровождать её по лестнице. Лекции она только слушала, писать не могла. Тем не менее она закончила МИИТ с красным дипломом.

Ещё одно воспоминание – из ознакомительного курса: «Железнодорожник должен быть сообразительным. Надо уметь принимать решения в экстремальных ситуациях, когда думать некогда». Мы пишем-пишем (конспекты мы вели исправно). Записываем: «Состав большегрузный, вагонов двухосных, четырёхосных – столько-то, грузоподъемность 18 тонн одних, 40 тонн – других. Локомотив. Колёсная формула 1-5-2 – пауза – вопрос: сколько лет машинисту?» Все с недоумением смотрят на профессора. Начинают что-то вычислять. Потом робкий голос: «Но это невозможно!» – «Что невозможно? Надо!!!» – «Но как?!» – «Подойти к машинисту и спросить!»

Мы знали, что актовый зал института был некогда домовым храмом. Конечно, речи о его восстановлении не было. Но как-то негласно признавалось, что возвышение на месте алтаря – священное место, и оно ничем не было занято. Воинствующего атеизма не было. Кто-то бывал в церкви. Посещавшие храм не вызывали удивления или критики. Однажды один из студентов рассказал о своей озорной выходке в церкви. Его никто не поддержал и, тем более, не одобрил.

Как заповедное место вспоминается библиотека с её старинным интерьером, очередью  за учебниками и выпрашиванием «на денёк» серьёзных отраслевых изданий. Аудитории были нетопленные, писать было не на чем. Мы меняли свои продовольственные карточки на бумагу, знали, у кого на Центральном рынке можно купить подешевле.

Несмотря на все трудности, в каком-то смысле нашему поколению повезло. Хотя бы в том, что нам было не до пороков, которыми нередко страдает молодёжь в благополучные эпохи. Наша студенческая среда жила «всерьёз». Сводки с фронта и тыловые будни были реальностью, как бы критерием личной ответственности. Составной частью нашей жизни был транспарант: «Железнодорожный транспорт –родной брат Красной армии».

Митрополит Питирим с бойцами первого стройотряда. Лето 1996 г.

1945 год, год Победы и совершенно новых явлений. К этому времени я уже был иподиаконом Патриарха Алексия I и поступил в только что открытый Богословский институт в Новодевичьем монастыре. МИИТ я тем не мене не бросил и первый год совмещал учёбу в двух учебных заведениях. Утром я направлялся в Новодевичий монастырь, потом садился в трамвай и ехал на Новослободскую. В 1946 году я попросился в академический отпуск, ректор МИИТа, подписывая мне разрешение, сказал: «Ты бы уж прибился к одному берегу!» Патриарх, надо сказать, очень настаивал, чтобы я закончил светское образование, но я убедил его, что это нецелесообразно, потому что, получив диплом, я должен буду три года отработать по распределению, а дальше пойдёт специализация, которая мне как священнику не пригодится. Патриарх согласился, и я со спокойной совестью ушёл из МИИТа».

С глубоким почтением храня память о своей Alma Mater, владыка при первой же возможности наладил связи с руководством теперь уже Университета путей сообщения. Его стараниями здесь была открыта кафедра теологии, а летом 1996 года в истории взаимоотношений университета и монастыря открылась новая страница – впервые в современной России студенты МИИТа стали выезжать в обитель стройотрядом на производственную практику.

Стройотряд-2011

В 2011 году этому необычному стройотряду исполнилось 15 лет. Студенты живут в отдельном доме, трудятся на различных послушаниях по восстановлению объектов монастыря, по воскресным и праздничным дням посещают богослужения, в свободное послеобеденное время отдыхают на монастырских прудах, а вечерами собираются на беседы об основах Православия.

Антон Болотов, студент Университета, командир стройотряда 2009-2011 годов: «Если честно, у меня в душе очень большая гордость за то, что ещё в 18 лет мне удалось попасть в стройотряд и хоть немного помочь в восстановлении такой жемчужины русской архитектуры, как Иосифо-Волоцкий монастырь, а так же развить свои навыки как организатора. И, насколько мне известно, некоторые студенты, трудившиеся в стройотряде, приезжают сюда в течение учебного года на богослужения и в дни великих праздников, хоть это и не близкие расстояния от Москвы. Чувствуется, что преподобный Иосиф как бы не отпускает, а благословляет вновь и вновь побывать здесь и чем-то помочь».