Архитектурный ансамбль

Иосифо-Волоколамский монастырь принадлежит к числу наиболее известных архитектурных ансамблей и является выдающимся произведением русских зодчих XV–XVII вв. На протяжении веков монастырь был знаменит как один из значительнейших религиозных центров, служивших опорой централизованной власти московских государей.

Монастырь находится в 25 км к северу от города Волоколамска, при речках Сестре и Спировке. Выбор места для будущей обители объясняется довольно просто: близлежащие сёла Спирово и Язвище-Покровское являлись древней вотчиной предков преподобного Иосифа. В период основания монастыря эта местность представляла собой хвойный лес, расположенный на болотистой равнине. Сохранилось предание, что перед основанием монастыря буря огромной силы расчистила для него место в непроходимом лесу. В самой чаще у родника преподобный Иосиф поставил деревянную часовню и кельи, где вместе со своими сподвижниками жил до того времени, пока на нынешнем месте не был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (1484–1486 гг.).

Крепостная ограда и многочисленные постройки были первоначально деревянными. Ещё при жизни преподобного Иосифа с восточной стороны был вырыт большой пруд, впоследствии названный Иосифовским. В XVI веке при игумене Гурии был вырыт второй пруд, меньший размером, – Гурьевский. О времени создания третьего пруда – Малого, или Подстенного – сведений не сохранилось. Четвёртый пруд – Митрополичий, устроенный в середине XVIII века, расположен внутри стен монастыря.

В 1543–1566 гг. вокруг обители вместо деревянной возводится каменная крепостная стена с девятью башнями, из них три круглых и шесть четырёхгранных. Иосифов монастырь становится не только одной из крупнейших и богатейших обителей, но и сильнейшей крепостью. В начале XVII века он выдерживает длительную и ожесточённую осаду польско-литовских интервентов, в результате чего сильно пострадали стены и башни, и с середины XVII века начинается новое грандиозное строительство, продолжавшееся до конца века.

В 1645 году в монастырь приехал крупный строитель Иван Неверов. По составленному им плану в 1650 году начались строительные работы, руководил которыми “подрядчик каменных дел” крестьянин Дмитровского уезда села Никольского, вотчины стольника М.Ю. Татищева, Трофим Игнатьев. До 1676 года были возведены не дошедшие до нас башни “на водяных воротах” и наугольная круглая. С 1677 по 1688 годы выстроены башни Никольская (1677), Воскресенская (1678), Петровская (1680), Старицкая (1681), Германова (1684), Кузнечная (1688), прясла стен между ними и Святые ворота с церковью св. апп. Петра и Павла. Наличие дороги на Старицу с южной стороны монастыря определило местоположение его главного входа.

Во внутреннем дворе были расположены здания: настоятельские двухэтажные покои около въездных ворот; по другую сторону ворот – двухэтажные каменные казначейские покои; каменный одноэтажный корпус, где помещается просфорня; на западной стороне – одноэтажный братский корпус, далее хозяйственные постройки с примыкающей к стене каменной кузницей; на северо-западной стороне – братская каменная баня с малым прудом в саду; на восточной стороне – братский каменный двухэтажный корпус с кельями для иеромонахов и иеродиаконов.

Вне стен монастыря устроен гостиный каменный корпус с прилегающим к нему скотным двором и домики для монастырских служителей.

Успенский собор

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены “хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами, рельефно выделенными тимпанами. Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. Композиционно выделены вертикали, восьмигранные барабаны уподоблялись столпу звонницы, стоявшей рядом с собором. Общая вертикальная устремлённость отчётливо просматривается и снаружи, и внутри храма. В это время зодчие стремятся увеличить вместимость и освещённость храма. В связи с этим появляется обилие окон большого размера. Они обрамлены наличниками с “разорванными” фронтонами. Многоцветные изразцовые пояса помещены на стенах храма в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Эти пояса подчёркивают горизонтальные тяги, делящие фасад на ярусы. Во фризе, завершающем стены собора, расположен пояс “павлинье око”, а из отдельных изразцов этого фриза сложены пояса, размещённые посредине фасада, на барабанах и на крыльце западного входа. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Эти клейма разделены изразцовыми колонками с тонким изящным орнаментальным рисунком по белому, жёлтому, зелёному фону. Изразцы галерей объёмны и выглядят как небольшие рельефные вставки.

Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.

В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Трапезная палата с церковью Богоявления

В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь

строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля - свод её опирается на один срединный столп.

При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви.

В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада.

Стены и башни

Комплекс XVII века в основном повторяет очертание плана XVI века. Не имея заранее составленного проекта всех сооружений, Трофим Игнатьев, возводя очередную башню, использует лучшие свои приёмы, опробованные на предыдущих объектах, а также формы и детали других известных памятников русского зодчества. Судя по всему, мастер был знаком с тонкостями архитектурного искусства своего времени. Трофим Игнатьев достаточно свободно относился к предварительным планам Ивана Неверова, работая в соответствии со своими представлениями и руководствуясь собственным вкусом. Самостоятельная творческая роль Трофима Игнатьева в создании монастырского ансамбля просматривается и в использовании изразцов для наружного декора стен и башен, что не было оговорено в росписи Ивана Неверова. Новых фундаментов стен потребовало бы много времени и средств. Башни были выстроены более высокие, чем в XVI веке; значительно увеличен их периметр.

Наличие с восточной и северо-восточной стороны прудов определило композицию плана и силуэта стен монастыря, примыкающих к ним непосредственно, сделав их в более монументально и неприступно. Высота стен везде одинакова, композиционные особенности достигаются различной высотой и своеобразием архитектуры башен. Развитие получает многогранность, число граней различно – 8, 16, 24. Круглая форма встречается как исключение. Важнейшей особенностью объёмного решения комплекса является подчёркнутая высотность и динамичность силуэта, в отличие от прежней стены, имевшей незначительную высоту стен и статичную форму башен. Пластическое убранство башен обогащается изразцами, рельефной кладкой, вертикальными членениями в виде полуколонн и пилястр. Цветовое решение комплекса основано на сочетании белого цвета стен и башен с интенсивным цветом изразцов и тёмных шатров. Силуэт монастыря прекрасно выделяется на фоне контрастного природного окружения. высшей степени живописными. Стороны комплекса, ориентированные на юг и запад, на широкие просторы полей, имеют регулярно-симметричное построение и выглядят

Нападение врагов чаще всего ожидалось с северо-запада, что определило архитектурную трактовку этой стороны крепости. Её мощь и неприступность видна в симметричной постановке почти на равных расстояниях от Германовой башни мощных угловых цилиндрических башен.

Северная (Кузнечная) башня, выстроенная на самом опасном участке, имеет самую большую высоту – до верха флюгера 44,41 м, толщина стен в сажень – 248 см. У неё наиболее богатый силуэт и насыщенная декоративная обработка. С этого угла начинается постепенное убывание высоты, сложности силуэта и убранства башен.

Германова башня имеет статическую квадратную форму плана, что было вызвано наличием в ней проездных ворот.

Юго-западная (Старицкая) башня значительно меньше Северной и Германовой. В противоположность многоярусной Северной башне она столпная и подчёркнуто массивная.

В XVII веке каменные шатры были поставлены только на Германовой и Кузнечной башнях. Остальные шатры были деревянными и заменены на каменные в XVIII веке. Тогда же разобрана и выстроена заново Никольская башня. В XVIII–XIX вв. были переложены смотровые чюланы башен и шатрики над ними, переставшие играть служебно-боевую роль и приобретшие более декоративный вид. В конце

XVIII века башни и ограда были покрыты железом. Были сняты деревянные столбы, поддерживавшие крышу с внутренней стороны крепостных стен, и возведены каменные столбы с арками.

Внутри стен расположены проходы, на которые можно попасть, поднявшись по лестницам внутри башни, а сами стены снабжены бойницами для нижнего, среднего и верхнего боя. Стены Иосифо-Волоколамского монастыря незначительно отличаются от оборонительных стен предшествующего времени, они сохраняют свой суровый вид. Лишь кирпичные из полувала выделяют средний ярус стены, повторяя обрамление варовых проёмов на башнях.

По первоначальному проекту Ивана Неверова предполагалось строить ежегодно по одной башне с примыкающим к ней участком крепостной стены. Однако до 1676 года были выстроены только северо-восточная Безымянная и не сохранившаяся круглая наугольная башня. Лишь в 1677 году строительство стало вестись регулярно Трофимом Игнатьевым, и первой была им возведена восточная Никольская башня. Это стройное восьмигранное сооружение первоначально было перекрыто, как и все башни оборонительного пояса, кроме Кузнечной и Германовой, деревянным шатром, заменённым на каменный в конце XVIII века.

Никольская башня неразрывно связана со всем оборонительным поясом, и в то же время это самостоятельное сооружение, обладающее собственной яркой архитектурной выразительностью. Её нарядный облик далёк от суровости крепостных построек более раннего времени. Кирпичные белёные стены Никольской башни украшены разнообразным декором. На каждой из выступающих граней мастер поместил по четыре двухуступчатые ниши-ширинки, образующие орнаментальные композиции с круглыми бойницами. В каждой нише – “пятёрка” муравленых (покрытых прозрачной зелёной глазурью) изразцов, которые резко выделяются на фоне белой стены, поблёскивают, отражая солнечные лучи. Тяги из кирпичного получала, обводя ниши бойниц и варовых проёмов наподобие наличников, украшают верхний ярус башни; этот же приём использован и в декоре крепостных стен.

Угловая юго-восточная Воскресенская башня гораздо выше и массивнее Никольской. В основе убранства башни лежат всё те же немногочисленные декоративные элементы. Это ширинки с “пятёрками” муравленых изразцов, изразцовые ряды, а также различные кирпичные пояса и тяги. Однако этих украшений здесь гораздо больше, и они составлены в более сложные орнаментальные композиции. Тонкие декоративные пояса и тяги членят башню на несколько ярусов, внутри которых, на каждой из граней, размещаются отдельные крупные детали, в свою очередь образующие разорванные ряды, опоясывающие тело башни. Такие ряды очень красиво сочетаются со сплошным поясом муравленых изразцов, словно изумрудное ожерелье. В основном использованы изразцы с профильным изображением птицы с повёрнутой головой, помещённым в орнаментальную рамку, состоящую из растительных мотивов. Из изразцов с изображением птиц набран верхний пояс башни.

Юго-западная Старицкая башня отличается от других более строгим обликом. Она не так богато украшена, но её формы, детали убранства исполнены особого благородства. Башня выделяется контрастным сопоставлением тяжёлой нижней части и лёгкого островерхого шатра. Из-за обилия граней основание башни кажется почти цилиндрическим. В нижнем ярусе, на рёбрах, помещены кирпичные столбы, акцентирующие гранёность. Четыре тонких каменных пояса, три из которых украшены изразцами, охватывают основание. Круглые бойницы среднего боя обрамлены килевидными наличниками. Необычайно красиво волнообразное завершение башни.

Если башни южной и восточной стороны несколько напоминают друг друга, то ни одна из башен на западе не похожа на соседнюю.

Германова башня расположена в центре западной крепостной стены. Эта единственная квадратная башня, наиболее массивная, прежде была проезжей. Её ворота были ориентированы на западный портал Успенского собора. Башня имеет три основных яруса и один дополнительный, окружённый открытым гульбищем и имеющий сложное сомкнутое перекрытие. Помещение этого этажа было тюремным. Венчает башню восьмигранный шатёр, поставленный на двухлопастные, с висячими гирьками, арки звона. Поверхность башни украшена узорчатыми поясами из кирпичного штучного набора и муравлеными изразцами. Они придают нарядный вид тяжёлой и массивной башне. Открытая галерея башни оформлена поясом из уступчатых ниш со вставленными в них крупными изразцами. Этот пояс подчёркнут кирпичными тягами и рядом более мелких изразцов. Бойницы верхнего боя обрамлены тягой из кирпичного полувала с циркульными арочками над проёмами, что создаёт впечатление наличников, а под варовыми проёмами идёт пояс поребрика. Затем вновь идёт ряд муравленых изразцов в нишках, но на этот раз они поставлены в виде ромба. Ниже расположен орнаментальный пояс, сложенный из терракотовых элементов: ромбов, городков и поребрика.

Угловая северо-западная башня по праву считается самой красивой. Предполагалось, что эта башня будет самой мощной, поскольку “к той башне с поля бывает подход воинским людям”. Тяжёлый цилиндр башни имеет три боевых яруса (для подошвенного, среднего и верхнего боя). Выше идёт десятигранник и затем восьмерик, а завершается башня восьмигранным кирпичным шатром со слухами. Благодаря искусному распределению декора башня производит впечатление лёгкого гармоничного сооружения. Стены её разделены горизонтальными кирпичными поясами на четыре яруса. Три нижних оформлены пучками полуколонок, образующих сильные вертикальные акценты, придающие башне стройность. Для украшения башни было закуплено 800 изразцов.

Заметно, что по мере строительства мастерство Трофима Игнатьева становилось всё более зрелым, он свободнее варьировал формы, обильнее применял декор. Его башни – это подлинные шедевры русского зодчества.

Колокольня

Возле северо-западного угла Успенского собора была построена каменная восьмигранная четырёхъярусная столпообразная звонница с шатровым куполом. В третьем ярусе колокольни иждивением волоцкого князя Бориса Васильевича и его детей был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, где была поставлена икона, полученная преподобным Иосифом в благословение от его наставника Пафнутия Боровского. На верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами. Вход в колокольню был устроен в стене в два оборота: первый начинался на юго-западной грани, другой – из церкви на северо-западной грани.

В начале XIX века возник уклон колокольни от отвесной линии, достигший к 1848 году двух аршинов. Для укрепления колокольню обнесли квадратной пристройкой из кирпича, к которой позднее пристроили контрфорсы, но это лишь ухудшило положение. В 1847 году были заделаны лестничные проходы и отверстие для часовых гирь. Осадка более не наблюдалась. В 1849 году пристройка была разобрана (из кирпича устроена братская баня и каменная оградка внутри монастыря), а колокольня в нижней части укреплена железными связями.

В начале Великой Отечественной войны, 19 ноября 1941 года, колокольня была взорвана отступавшими Советскими войсками.

Надвратная церковь

В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Асимметрия этой композиции умело скрадывается за счет того, что надвратная Петропавловская церковь поставлена по оси широкого проезда. Храм отличается тонкой соразмерностью пропорций. Через открытые галереи с южной и северной сторон архитектура церкви искусно связана с воротами, образующими под ней своего рода подклет. Строгая симметрия, ясность основных членений сочетается в этом храме с обилием и разнообразием декора. Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними. Углы основного объёма акцентированы парами колонок, а расположенное в центре окно обрамлено килевидным наличником. Горизонталь открытой галереи храма с двойными арочками, опирающимися на фигурные колонки, подчёркнута двойным рядом муравленых изразцов. Особенно эффектен декор южного фасада. Круглые столбы, расположенные по сторонам от главного въезда Святых ворот, украшены многоцветными рельефными изразцами (ценинными). Объёмными архитектурными майоликовыми деталями сложены перехваты на столбах. Красочные столбы Святых ворот – сооружение уникальное.

Оформление восточного фасада церкви Петра и Павла характерно для конца XVII в. Алтарная часть имеет две апсиды, поскольку примыкает к крепостной стене, но воспринимается как симметричная постройка: кажется, что ещё одна апсида с парным изразцовым столбом скрыта от глаз. В этом сказалось стремление к ясной симметрии с укрупнённым центральным звеном и органическое приспособление к общей нерегулярности постройки. В декоративном убранстве также сочетаются регулярные и нерегулярные черты, разнообразные архитектурные формы и виды декора: фигурные украшения из кирпича штучного набора чередуются с муравлеными и ценинными изразцами. Особенно выделяется в этой композиции круглый столб, разделяющий апсиды.

Изразцы

Почти все сооружения Иосифо-Волоколамского монастыря украшены различными изразцами. Изразец – это специальная керамическая плитка для облицовки печей или стен. С XV века изразцы, вначале в виде терракотовых рельефных плит, стали использовать на Руси для убранства зданий. В дальнейшем керамические изразцы стали покрывать прозрачной зелёной свинцовой глазурью (“муравой”). С конца XVII века муравленые изразцы стали одной из излюбленных декоративных форм русских зодчих. Муравленые изразцы украшают многие храмы и монастырские ансамбли, но изразцовое убранство Иосифо-Волоколамского монастыря представляет особую ценность. Почти ежегодно на протяжении всего строительства в монастырь поступали изразцы из Москвы. Их закупали в московской мастерской Степана Иванова Полубеса. Вид изразцов постепенно менялся. Вначале, как на Никольской башне, это были мелко и дробно детализованные композиции в рамке. Изображения на них трудно различить снизу, тем более что изразцы большей частью поставлены на угол в виде ромба. Зодчий использует их прежде всего как декоративные пятна, ярко выделяющиеся на фоне белой стены.

“Ценинных дел мастер” Степан Иванов прожил долгую жизнь и был знаменит в Москве. И в столице, и в провинции мы встречаем большое количество его изразцов. Его фризы “павлинье око” можно видеть, помимо Успенского собора Волоколамского монастыря, в Москве на надвратной церкви Андреевского монастыря, на соборе в Измайлове, на церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке.

Для изразцов из мастерской Степана Иванова характерен яркий плоскостный орнаментальный рисунок с чётким эмалевым рельефом, когда каждый элемент орнамента углублён и обведён приподнятым рельефным контуром, чтобы предотвратить затёки эмали. Рисунок состоит из крупных частей. В основе орнаментов – стилизованные растительные мотивы, которые близки узорам на тканях и фресках того времени. Используются эмали чистых, насыщенных цветов, где наиболее ярким цветом выделяется центральное звено орнамента.

В мастерской Полубеса наряду с плоскими орнаментальными изразцами делали и рельефную майоликовую скульптуру. Судя по летописным источникам, именно из его мастерской вышли знаменитые изразцовые вставки с изображением евангелистов. Помимо привычных изразцов – плиток с румпой для крепления в стене – изготавливались и архитектурные майоликовые детали.

Скит Всех святых

Скит располагался в глубине монастырского леса к западу от самого монастыря. Поблизости от родника были устроены первые келии настоятеля и братии. Над родником была поставлена деревянная часовня. В 1856 году архимандрит Гедеон получил разрешение на строительство в скиту каменной часовни взамен деревянной. В процессе строительства архимандрит Гедеон, по проекту которого строилась часовня, попросил разрешение пристроить алтарь. Разрешение было получено, и в 1860 году храм Всех Святых в скиту был уже освящён. Западная его паперть служила одновременно сенью над Иосифовым родником. Деревянные келии были заменены каменными, а территория скита обнесена каменной оградой с башнями по четырём углам и звонницей над воротами. В начале ХХ века в скиту было возведено двухэтажное здание больницы.

В настоящее время сохранились основные постройки скита, которые до 2009 года занимала Теряевская сельская больница. Ограда была разобрана, а храм превращён в котельную. В настоящее время начинаются работы по восстановлению сооружений Всехсвятского скита.