Паломничество
Паломничество – одно из древнейших проявлений духовности человека, Посещение священных и памятных, дорогих сердцу мест обусловлено естественной нравственной потребностью войти в общение с почитаемым лицом, местом или предметом, восстановить расторгнутую временем или пространством духовную связь, получить внутреннюю силу. Паломничество совершается и на религиозной, и на духовно-нравственной, патриотической, родовой основе.
Паломничество основано на веровании, что молитва более действенна в местах, которые имеют какое-либо отношение к Богу и святым.
В христианское время паломничество стало входить в обычай в 1У веке по примеру св. Елены, которая отправилась для поклонения туда, где жил и учил Спаситель, и воздвигла там Крест Господень. Паломничество распространилось быстро. Само название «паломник» появилось в связи с древним обычаем приносить из Святой земли пальмовую ветвь.
В Российском государстве паломничество началось уже в Х1 веке. Первым русским паломником был дмитриевский игумен Варлаам. Многие паломники, странствуя по святым местам, образовали особый тип людей, известных под именем «калики-перехожаго». Особенное распространение паломничества получили с ХУ века. Однако к концу века это движение ослабело по причине взятия турками Константинополя. Со 2-й половины ХУ1 века паломничества возобновляются по инициативе московских государей, посылавших людей на Восток с поручениями или милостынею. Число паломников возросло незадолго до революции, когда улучшились пути сообщения, и путешествие на Восток стало более безопасным. Следует заметить, что основную часть паломников во все времена составляли люди простые.
Главным побудительным мотивом паломничества является зов души. Нравственные мотивации в поведении и общении, факторы самоуглубления и самопознания, а также самоограничения в удобствах во время паломнического путешествия являются не только существенными, но и преобладающими. Этим паломничество отличается от туризма, который в большей степени предполагает, во-первых, непосредственно познавательность и, во-вторых, развлекательность, отдых, высокую степень комфорта.
Особо важным представляется то, что паломник должен быть внутренне готов к восприятию того духовного воздействия, которое оказывает посещаемый объект. Для этого каждый, кто участвует в паломничестве, должен глубоко, как лично пережитое, воспринять и осознать содержание и цели предпринимаемого путешествия. Организаторам паломничества особенно необходимо быть способными передать историческое, духовное значение посещаемого места любому посетителю, тем более паломнику.
Паломничество – это прикосновение к духовным ценностям, обогащение внутреннего мира человека через созерцание, усвоение, проникновение в смысл предмета, явления, периода истории. Для паломничества очень важно понятие святыни. В русском религиозном понимании «святыня», «святость», «святой» выражают момент исключительности лица или предмета, избранного из ряда подобных и окруженного особым почитанием, благоговением. В Библии определение «святой» часто соответствует эпитету «избранный». В Новом Завете избранничество предопределяется не принадлежностью к какому-либо этносу или сословию, а духовными, нравственными достоинствами. Святыня в христианской Церкви – это материализация идеи святости, осязаемый знак памяти о жизни, отмеченной высокими нравственными качествами.
Из ряда подобных мест выделяются место рождения или чаще – подвига святого. Из русских священных мест таковыми являются Киевские, Черниговские пещеры, где подвизались первые русские монахи, пещера преподобного Иова в Почаеве, гора Маковец – место начала подвигов преподобного Сергия Радонежского, Валаам, Соловки.
С местом связывается личность святого. Отсюда ряд подвижников-монахов, по именам которых назывались места (Свято-Троицкая Сергиева лавра, Зосимова пустынь) и к именам которых, в свою очередь, приписывались названия этих мест (Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский).
Почитаются также места погребения и обретения останков, называемых святыми мощами. В русском языке слово «мощи» созвучно слову «мощь», таким образом подчеркивается в нем духовная, божественная сила. Благодать, исходящая от Бога, Источника всего, при благоговейном отношении передается через останки, личные вещи, изображения святых.
Посещение монашеских обителей – наиболее распространенный вид паломничества. И это неудивительно. Подлинная сила Православия всегда была представлена монашескими общинами, монастырями, монахами-подвижниками.
Роль монастырей в отечественной истории многообразна. Они издревле были центрами культуры и просвещения, в них переписывались книги, велось летописание, проводилась своего рода социальная, благотворительная работа. Существовали монастырские школы, больницы, приюты. Монастыри играли немаловажную роль в обороне городов и сел, за их мощными стенами жители окрестных поселений укрывались от нападения врагов.
Монашеские обители возводились в красивейших местах, в полной гармонии с окружающей природой. Людям, пребывающим в единении с Богом, каковыми являлись основатели монастырей, было присуще обостренное чувство красоты. Этого не могут не ощутить паломники, посещающие монастыри. Однако не это делает обители центрами духовного притяжения и заставляет людей издалека устремляться на поклонение монастырским святыням.
В русском языке есть понятие «намоленный». Место или предмет, связанные с чьей-либо крепкой, постоянной молитвой, сохраняя некую память о ней, наполняются особой божественной силой, благодатью. Поэтому в монастырях, где на протяжении веков молитва была преимущественным занятием насельников, паломники черпали силы, забывали о мирской суете. Кроме того, в монастырях искали духовного опыта, ответа на наболевшие вопросы. Считалось, что в монастыре скорее, чем в каком-либо другом месте, можно найти человека, способного дать совет не по своему разумению, но руководствуясь волей Божией.
Совершающим паломничество по святым обителям нужно четко представлять, что они ожидают приобрести от посещения монастырей. Нельзя забывать, что большинство насельников нынешних монастырей – новоначальные, то есть новички в монашеской жизни. Монахам приходится заниматься хозяйственными заботами, восстанавливать разрушенные обители. Тот, кто ожидает увидеть в монастыре оживших персонажей Киево-Печерского патерика или пустыннических житий, может испытать разочарование. Но виной тому не монастыри, а неправильное представление о них. Отправляясь в паломничество нужно быть скорее готовым что-либо сделать для монастыря, например, потрудиться на послушаниях, помочь своей усердной молитвой в храме. Тогда Господь не оставит без внимания сокровенные вопросы и чаяния пришедших. Недаром давняя монашеская мудрость гласит, что если человек приходит в чистоте сердца, то и обычный священник, не наделенный особыми духовными дарами, даст ему мудрый совет. Если же человек в лукавстве вопрошает, то по лукавству своего сердца и получит ответ.
Попадая на территорию монастыря, очень важно соблюдать установленные в обители порядки, чтобы не нарушить покой насельников и не помешать их молитве. Не случайно в русском языке есть пословица, запрещающая вторгаться в чужой монастырь «со своим уставом». Нужно обладать достаточной деликатностью, чтобы ни своим внешним видом, ни поведением не обидеть людей, живущих в монастыре и готовых оказать гостеприимство паломнику.
Скачать презентацию о посещении Иосифо-Волоцкого монастыря.