Этого святого не называют Волоколамским, но здесь его чтут, здесь он родился и прожил почти половину отпущенных ему Господом лет, здесь было заложено в нем стремление к монашескому подвигу. Очень многое роднит его с преподобным Иосифом Волоцким, старше которого он был на столетие.
В 1338 году в городе Волоке Ламском в семье дворян Поскочиных родился сын, названный при крещении Феодором. Воспитывали его родители с малых лет в вере и благочестии. Будучи юношей, Феодор сторонился мирской суеты и чувствовал влечение к иночеству. На 40-м году жизни он, желая удалиться от мира, ушел в Москву, в Симонов монастырь, который основал и возглавил племянник преподобного Сергия Радонежского Феодор. При постриге игумен дал новому иноку имя Ферапонт.
В монастыре Ферапонт познакомился с иноком Кириллом, который стал ему старшим духовным братом. Преподобный Сергий часто приходил в Симонов монастырь к своему племяннику, при этом особое внимание уделял Кириллу, подолгу беседуя с ним. Так Ферапонт и Кирилл, пользуясь мудрыми наставлениями великого старца, вместе проходили путь иноческого подвига «во всяком послушании и постах, много лет труждаяся в обители».
Однажды, выполняя поручение игумена, Ферапонт побывал в Белозерском крае. Очень полюбились ему эти места с густыми лесами и болотами, весьма удобные для уединения. С тех пор он думал о том, чтобы уйти из Москвы на Белое озеро.
Однажды ночью инок Кирилл молился перед иконой Божией Матери, именуемой Одигитрия, что означает «Путеводительница», прося наставить его на путь Спасения. И услышал голос: «Иди на Белоозеро и добр покой обрящеши».
Кирилл поведал о случившемся своему духовному брату Ферапонту, обретя в нем единомышленника. Вскоре оба инока отправились на Белое озеро. В пустынном месте они поставили крест и выкопали землянку. Через короткое время, желая совершенного безмолвия, Ферапонт удалился в труднодоступное место, где между двух озер устроил свою пустыньку. Здесь он в одиночестве молился и возделывал землю, добывая себе пропитание.
Однако недолго преподобный Ферапонт пробыл один. К нему стали собираться желающие иноческого подвига, и вскоре образовалась обитель, названная впоследствии Ферапонтовой. Возглавил обитель один из иноков. Преподобный Ферапонт отказался от игуменства. Он был наставником братии, а сам для совета ходил к преподобному Кириллу.
Устав обители был строгий. Не позволялось держать в келии какую-либо пищу и вещи. Иноки пребывали в безмолвии.
Белозерские земли тогда принадлежали Можайскому князю Андрею, сыну Димитрия Донского. Благочестивый князь пожелал устроить близ Можайска монастырь. От своего боярина он узнал о высокой жизни белозерских подвижников и стал просить к себе преподобного Ферапонта. Жаль было святому покидать свою обитель, но он все-таки исполнил желание князя, видя в этом волю Божию.
Для монастыря старец избрал место на берегу реки Москвы, которое называлось Лужками, отчего монастырь получил название Лужецкого. Здесь он стал игуменом, а потом архимандритом. После 18 лет управления обителью, в 1426 году преподобный Ферапонт скончался «в маститой старости, исполненный дней и деяний».
Церковь чтит преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского как одного из отцов «Северной Фиваиды», как представителя того монашества, которое искание безмолвия и высоких молитвенных созерцаний соединяло с подвигом деятельного служения ближним. Празднование ему совершается 27 мая (9 июня по новому стилю), а также вместе с соборами Московских, Вологодских и Радонежских святых.
Ферапонтов монастырь является выдающимся памятником духовной культуры. Здесь сохранился храм, расписанный мастером Дионисием с сыновьями.