Архиепископ Ростовский Вассиан (Санин) родился в селе Язвище-Покровское, недалеко от Волоколамска от благочестивых родителей – Иоанна, в монашестве Иоанникия, и Марины, в постриге Марии, и являлся младшим братом преподобного Иосифа Волоцкого.
Когда старший брат принял постриг в Пафнутиево-Боровском монастыре, спустя некоторое время в эту обитель пришли и младшие – Вассиан и Акакий. Вассиана постриг в монашество сам игумен Пафнутий «на утрени на праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа... И многое время с ним жил, и на одном клиросе пел, и многих благодеяний от него насладился».
Вассиан и Акакий вместе с другими старцами поддержали преподобного Иосифа, когда в 1477 году, после кончины игумена Пафнутия, ему, по повелению Великого Московского князя Ивана Ш, пришлось возглавить Боровский монастырь. Однако часть братии воспротивилась введению предложенного новым игуменом строгого общежительного устава, и тогда в 1479 году преподобный Иосиф покинул Боровск с намерением основать на родных Волоцких землях собственную обитель. За ним последовали семь старцев, в том числе два его родных брата.
На новом месте иноку Вассиану пришлось нести все тяготы и лишения, связанные со строительством монастыря. Обитель создавалась прямо на болоте, среди лесов, возле речки Струги. Кроме трех братьев Саниных, трудились здесь и сыновья их четвертого брата Елеазара – иноки Вассиан и Досифей.
Вассиан, как и старший брат был научен грамоте. Впоследствии в Волоколамском монастыре сохранялись книги, переписанные иноком Вассианом. Он же, «по совету и благословению святого Иосифа», написал Житие преподобного Пафнутия Боровского, которое позднее включил в свои Великие Минеи Четьи митрополит Макарий.
В середине 90-х годов 15-го века Вассиан ушел из Иосифова монастыря в Москву. Для преподобного Иосифа была тяжела разлука с любимым братом, о котором он имел попечение с самых его юных лет. Трогательной печалью проникнуто его письмо Вассиану, написанное в эти годы.
В Москве высоко ценили пострижеников преподобного Пафнутия Боровского. Образованный и опытный монах, прошедший хорошую иноческую школу, Вассиан в 1502 году стал архимандритом столичного Симонова монастыря. Место это было почетным и ответственным. Симонов монастырь основал сам преподобный Сергий Радонежский. Тогда этот монастырь был единственным на Руси ставропигиальным и подчинялся непосредственно Константинопольскому патриарху.
Как вспоминал сам Вассиан, эти события были предсказаны ему старцем Пафнутием. Как-то в присутствии Боровского игумена миряне рассказали, что архимандрит Симонова монастыря оставил архимандритство, и принялись обсуждать, кого поставят на его место. Преподобный Пафнутий, взглянув на юного новопостриженного Вассиана, с улыбкой указал на него: «Вот этот и есть архимандрит в Симонове». Через много лет его предсказание сбылось.
Однако связи с Волоколамским монастырем Вассиан не порывал и неоднократно посещал преподобного Иосифа, делая значительные вклады в обитель. Несомненно, важной темой бесед братьев была еретическая смута, непримиримую борьбу с которой вел тогда Волоцкий игумен.
Настоятельство в Симоновом монастыре было для Вассиана недолгим, но весьма успешным. При нем монастырь получил жалованные грамоты на земли от князей Юрия Ивановича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. В это же время в Симоновом монастыре находился племянник архимандрита Вассиана – инок Досифей (Топорков), ставший видным церковным писателем. Самый известный его труд – «Русский Хронограф».
В январе 1506 года, сразу же после восшествия на великокняжеский престол, Василий Ш, чтивший Волоцкого игумена, поставил Ростовским архиепископом его брата Вассиана. Такое назначение говорило об особом доверии великого князя. В начале 16-го века в России было только восемь епархий, и лишь две из них – Новгородскую и Ростовскую – возглавляли архиепископы (остальные – епископы).
18 января 1506 года в Москве Вассиан был рукоположен архиепископом Ростовским и Ярославским.
Ростовскому архиерею, занимавшему одно из первых мест в церковной иерархии, пришлось разрешать самые серьезные вопросы. Он отстаивал чистоту православной веры и решительно пресекал все попытки распространения в Московской Руси католического влияния. В рукописях Волоколамского монастыря сохранилось свидетельствующее о богословских спорах с католиками письмо архиепископа Вассиана папскому послу. С помощью учеников преподобного Иосифа был дан подобающий ответ на послание врача-католика Николая Булева, служившего при царском дворе, который писал архиепископу о необходимости соединения католической и православной Церкви.
В 1511 году Ростовский архиепископ Вассиан возглавил интронизацию нового Предстоятеля Русской Церкви – митрополита Варлаама.
При архиепископе Вассиане в Ростове велось строительство нового Успенского собора, в котором он и был погребен после своей кончины. Преставился ко Господу святитель Вассиан в 1515 году, 18 августа по старому стилю, в Москве, на подворье Ростовских архиереев в Дорогомилове.
Память архиепископа Ростовского Вассиана чтится 23 мая (ст.ст.) вместе с собором Ростово-Ярославских святых.