О преподобном Иосифе и основных направлениях его церковного служения знает каждый, кто хоть немного интересуется историей нашего отечества. Но кроме самого Преподобного Волоколамский край украшен сонмом святых, самыми различными подвигами засвидетельствовавших свою любовь ко Христу. В настоящее время в издательстве обители идёт работа над давно ожидаемой книгой – Волоколамским патериком, который расскажет о подвижниках нашей земли, живших как во времена преподобного Иосифа, так и после его кончины.
Настоящая статья является предисловием к готовящемуся изданию.
Патериками, или отечниками, в Православной Церкви стали называть сборники, состоящие из сказаний о жизни святых отцов или их кратких поучений. Такие писания появились в самой глубокой древности, с момента возникновения и распространения монашества. Целью патериков было сохранить память о жизни и деяниях великих подвижников в назидание следующим поколениям иноков. По замечанию Иоанна Златоуста, «добродетельной жизни способствует не только размышление о божественных предметах, правая вера и твердость в ней, но и описание святой жизни других».
Сказания о святых подвижниках стали любимым чтением русского народа. Древние патерики – Синайский, Скитской, Египетский, Иерусалимский – были переведены на славянский язык уже в первые века христианства на Руси. Жизнь отцов монашества служила примером для благочестивых русских людей. С появлением у нас подвижников, подражавших деяниям святых древних времен, подобные сборники стали составлять и на русской земле. Первым таким патериком был Киево-Печерский (ХIII в.). Следующим за ним в ХVI в. появился патерик Волоколамский. Произошло это не случайно. Литературная жизнь обители на Волоке была явлением выдающимся. Много писаний оставил сам преподобный Иосиф Волоцкий. Сказание преподобного Иосифа о русских пустынножителях историк В.О.Ключевский называет уже попыткой составления патерика. И в целом значительную часть творений волоцких иноков составляют жития. На этом фоне закономерно появление собственного патерика. Составлен он был племянником преподобного Иосифа иноком Досифеем Топорковым.
Досифей Топорков был пострижен в монашество в Волоколамском монастыре и стал учеником преподобного Иосифа. Имея дар художника, он вместе с братом Вассианом в 1485 году под руководством знаменитого мастера Дионисия расписывал Успенский собор монастыря. Но главным его делом стал все-таки труд книжный. Несколько книг монастырской библиотеки переписано рукой Досифея. А первым его собственным значительным сочинением стал Русский Хронограф (1516-1522 гг.). В этой работе Досифей показал свою начитанность и умение собрать из разнородных памятников стилистически единый текст, грамотно выстроенный композиционно. Русский Хронограф на протяжении более 100 лет являлся основой для новых редакций хронографов и послужил одним из важных источников Никоновской летописи.
В 1528 году инок Досифей был призван архиепископом Макарием в Новгород, где трудился над исправлением текста Синайского Патерика. Как заметил один из исследователей трудов Досифея Топоркова, справщик, судя по всему, плохо знал греческий язык и не имел в своем распоряжении оригинала Патерика. Но текст от этого хуже не стал. Досифей потрудился на совесть, не жалея сил, «много время и прочитая многажды». Переведенный на «чистый», книжный язык Синайский Патерик был одобрен архиепископом Макарием и включен им в Великие Четьи Минеи под 30 июня, а позднее, в 1628 и 1632 гг. положен в основу двух изданий «Лимонаря» (греч. «луг»; так называли Синайский Патерик).
Труды в Новгороде привели Досифея Топоркова к мысли написать о подвижниках русских. «И ныне убо и в нашей земле таковая (подвижники) много бывают, но нашим небрежением презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы, нехужше писанных зде», - такое замечание оставил Досифей в послесловии к Синайскому Патерику. Однако приступил он к составлению собственного сборника очень нескоро, лишь в 1546-1547 гг. Связано это, очевидно, с тем, что с 1522 г. Досифей жил в московском Симонове монастыре и только через несколько лет вернулся в Иосифов монастырь. Свою цель автор Волоколамского Патерика обозначил так: «писанию предати таковая, елико от древних святых бываемая и от сущих в нашей земле святых, глаголющих ради и неправо мудрствующих, яко в нынешняя времена такова знамения не бывают». Таким образом, его труд был адресован в первую очередь тем, кто утверждал, что «теперь чудес не бывает».
Каким был Волоколамский Патерик, написанный самим Досифеем Топорковым, мы, по всей видимости, уже не узнаем. Его оригинал был утрачен в советское время. До нас дошел список Патерика в сборнике архимандрита Возмицкого монастыря Вассиана Кошки, который ныне хранится в Государственном историческом музее. Вассиан был выходцем из Иосифова монастыря, учеником старца Фотия. Как и многие другие иноки, он переписывал книги для монастырской библиотеки. Сохранились и его собственные сочинения, в частности, жития старцев Кассиана Босого и Фотия. Переписывая Волоколамский Патерик, архимандрит Вассиан, как это нередко бывало в подобных случаях, переставил отдельные его части, что-то сократил, что-то добавил.
Содержание дошедшей до нас редакции Патерика разнородно и разнообразно. В нем излагаются, прежде всего, рассказы и изречения преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого, а также их учеников. Есть здесь сюжеты, представляющие особый интерес для современного читателя, в частности, история возникновения Волока Ламского. Заслуживает внимания и рассказ о Елевферии Волынском, который позволяет увидеть преподобного Иосифа Волоцкого не в хорошо знакомой всем роли строгого игумена или непримиримого борца с ересью, а в качестве внимательного и опытного духовного наставника. Наряду с этим в Патерике содержатся традиционные поучительные сказания о пользе поста, о силе милостыни, о покаянии. Есть здесь и рассказы о чудесах.
Давно замечено, что чтение патериков оживляет и питает душу, отвлекает ее от мирской суеты, вызывает стремление подражать благочестивой жизни великих или же, наоборот, никому не известных, безымянных старцев. Так происходило прежде, так происходит и теперь. Хотя нам и кажется временами, что все эти истории сродни сказкам, и ничего подобного в наши дни быть не может. Рассуждая так, мы забываем, что благодать Божия, сила Божия, вечна и неизменна, была и есть всегда и везде, во все времена и на всяком месте. Ведь и в те годы, когда создавался Волоколамский Патерик, тоже говорили о последних днях, об оскудении духовной жизни, о слабости монашества. Сам преподобный Иосиф в своей Духовной грамоте писал: «…токмо образ иночества ныне в нас есть, дел же ни мало…». И вот, какое множество святых подвижников дали нам последующие века, а теперь уже их сонм пополняют наши современники. Оживает духовная жизнь и в древней обители на Волоке, а это дает нам надежду на то, что будет продолжение и у Волоколамского Патерика.
Елена Васильева, архивариус монастыря.