Волоколамский Патерик

О преподобном Герасиме Чёрном

Старец Герасим, по прозванию Чёрный, пребывал в монастыре у прп. Пафнутия. Житие было его зело крепко, в посте и молитвах, и паче всего в безмолвии. После смерти Пафнутия, когда решил прп. Иосиф обойти монастыри русские, то спросил совета у Герасима. И отвечал старец: “От Бога тебе, отче, этот помысел. Дерзай, и я с тобой неразлучно пребуду”. Предал тогда Иосиф себя в ученики старцу Герасиму и во всё время странствования был в совершенном послушании. Живя же в монастыре у прп. Иосифа, Герасим вместе с ним занимался перепиской книг, а в конце жизни удалился в затвор вне обители.

Житие преподобного Кассиана Босого

Родился сей святой от благочестивых родителей и наречён был Козьмой. Подрос да возмужал Козьма, и дал ему Бог великую силу и ловкость, так что слух о нём дошел до царского двора; и самого самодержца, великого князя Ивана Васильевича, научил Козьма меткой стрельбе. Но однажды осознал Козьма суету мира сего и пошёл в монастырь к прп. Пафнутию в Боровск. Преподобный постриг его в монахи и нарёк Кассианом. Любил прп. Пафнутий Кассиана за его смирение, послушание и за великие его труды.

После же смерти прп. Пафнутия, когда прп. Иосиф начал строить свой монастырь, пришёл старец Кассиан к Иосифу с братией и, видя великие и тяжкие их труды, возревновал им духовною ревностию и остался подвизаться в сей обители.

Возложил Кассиан панцирь на нагое тело и пёк хлеб на братию. Правило его келейное составляли 6000 молитв Иисусовых и 1000 поклонов. А когда рассыпался панцирь, то возложил он на себя вериги тяжкие, – и так трудился и постился. Вкушал Кассиан только хлеб и воду, да и то не каждый день. И до тех пор так трудился, пока в очах его и свет померк. И запрещал ему Иосиф великим запрещением так чрезмерно изнурять себя. Кассиан послушался Иосифа и немножко ослабил пост, – и выздоровели его глаза.

Затем вновь впал он в немощь, и отнялись у него ноги, так что мог он только ползать. И взмолился он Пречистой Богородице со слезами многими: “О, Пречистая Владычице! Если дашь мне на своих ногах ходить, никогда не одену я сапог на ноги, ни шубы на грешное тело моё до конца жизни”. И в тот же час встал и устремился в церковь Божию. И до конца жизни не изменил обета своего: и летом, и зимой ходил в одной рясе и без всякой обуви.

Некогда же случилась зима лютая, так что и птицы замерзали. Но терпел старец Кассиан, говоря себе: “Терпи, грешный Кассиан, терпи! Горек мороз, но сладок рай!”

И такая великая слава у сего старца была, что великий князь всея Руси Василий Иванович кланялся ему, сняв царский венец с главы своей, и просил крестить сына своего, первенца.

Однажды случился в обители пожар, едва не занялись все кельи пламенем. Преподобный Кассиан стал просить Пречистую послать “наказание с милостью”. И тотчас же повернуло пламя в другую сторону, да и погасло всё само собой.

Прожил прп. Кассиан 93 года и с миром отошёл ко Господу. Погребли честные мощи его в усыпальнице, где до ныне же почивают.

Подробнее о преп. Кассиане.

Житие преподобного Фотия

У прп. Кассиана было два ученика в послушании: прп. Фотий и Иона Голова.

Фотий родом был из Киева, от благочестивых и знатных родителей. Феодор было имя его. И служил сей Феодор у князя Богдана Путивльского. Когда же воеводы Ивана Васильевича, самодержца всея Руси, взяли город Путивль, то вместе с князем Богданом и с прочими близкими взяли в плен и того Феодора. И пробыл в плену он несколько лет. Затем пришёл Феодор в монастырь ко прп. игумену Иосифу. Постриг его преподобный во иноческий образ и нарёк его Фотием. И жил в Иосифовом монастыре Фотий неисходно до кончины своей 45 лет в великих духовных подвигах и воздержании, с начала и до преставления не изменяя своего келейного правила. А правило его было: днём и ночью читал по четыре кафизмы, и по два канона, и главу из Евангелия, и 600 Иисусовых молитв, а седьмую сотню молитв – Богородице, говоря так: “Владычице моя, Пресвятая Богородица, помилуй меня, грешного”, да совершал 300 поклонов. Остальное же время упражнялся он в чтении Божественного Писания и в рукоделии. Спал он всего три или четыре часа, лёжа на земле. Иной же раз и вовсе не ложился, а сидя дремал. И к началу службы церковной всегда с великим тщанием ходил и на клиросе с великим усердием стоял.

Послушание его было в хлебопекарне, и, кроме того, славился он как переписчик книг. Так, некогда работая сполна в хлебопекарне, переписал Фотий Евангелие полностью за 12 недель, а в другое время, не ходя в пекарню, переписал Евангелие за девять недель, так же целиком, а в келейном правиле никакого облегчения себе не давал. Таково было его тщание. Прочих же книг – Евангелий, Псалтирей и других – много написал. В келье же, кроме необходимых вещей, инструментов для рукоделия и книг, ничего не имел. А если кто по навету вражию оскорблял его, то он с сердечным воздыханием и слезами многими молил Бога, и Пречистую, и всех святых, и прп. Иосифа, чтоб даровали ему терпение. И вменял себе Фотий страдание от людей в великую милость от Бога. А человеческой помощи совсем не искал и о мщении не задумывался. Так проводил жизнь сей чудный старец в великих подвигах, и слезах, и терпении, и прежде смерти в умерщвлении в трудах ради Иисуса Христа, Господа нашего.

Пред исходом из сей жизни явилась ему Матерь Божия и сказала: “Сегодня же у нас будешь”. Причастился тогда Фотий Христовых тайн, поцеловал образ Пречистой Богородицы и в тот час предал душу свою в руце Божии.

Житие старца Ионы Головы

Старец Иона, по прозванию Голова, был не простого звания и служил ранее приставником детей княжеских, волоцкого князя Бориса Васильевича. Не досмотрел однажды он за юным князем Фёдором и тот, упавши, повредил себе язык. Иона, боясь гнева своего владыки, убежал в монастырь Иосифа, куда давно уже влекло его. Приняв постриг иноческий, отдан был старцу Кассиану в послушание, и стал Иона всем примером смирения и трудолюбия, и прославился даром слёз. Работал он до старости в пекарне и постоянно плакал, и не осушалось лице его и во время печенья хлебов. Хлеба же его исцеляли от водяной болезни и лихорадки. А воины, идя в поход, брали хлеб тот на благословение.

У Ионы-старца в послушании было два знаменитых ученика: князь Андрей Голенин и вельможный Епифаний.

О князе Андрее Голенине

Андрей, князь Голенин, из рода ростовских князей, часто приходил к прп. Иосифу слушать слово спасения. Запала ему в душу мысль о жизни будущей, о суде последнем и о муке вечной. Раз собрал он всех слуг своих, взял одежды лучшие и много серебра. Как будто для охоты выехал князь на лучших конях. Но поехал князь Андрей прямо в монастырь к Иосифу. Входит в храм и молит преподобного немедленно постричь его в иноки, обещая, что не выйдет из храма, доколе не исполнится его желание. Сбросил он с себя одежды богатые и облачён был в монашеские, и нарекли его Арсением.

Слуги же княжеские возле церкви стояли и, дожидаясь князя, веселилися. Никто из них знать не знал, что в церкви совершается. Но вот один из братии и объявил слугам княжеским: “Не ищите князя вашего. Нету больше князя Андрея, есть только монах Арсений”. Слугам показалось, что стрелы пронзили сердца их. Подняли они великий плач. Долго не могли монахи их утешить. Иные же пример от князя взяли и к жизни монашеской устремились.

Монах Арсений все богатства раздал, и стал нищ Бога ради, и в худые одежды одет, и в поварне выполнял работу тяжкую, варя еду на всю братию. Смирение же и любовь ко всем имел, как никто другой. “Всем был всё”, и речь его была сладка и назидательна. К прп. отцу Иосифу великую веру имел и слушался, как сын родной, и не только здесь хотел с ним быть, но и по смерти не разлучатися.

Когда же скончался игумен Иосиф, то непрестанно молился и плакал он на гробнице преподобного. И явился ему Иосиф и сказал: “Арсений, в немногом времени отойдёшь от жизни сей”. Через несколько дней разболелся Арсений, принял схиму и приобщился Святых Тайн. Мирно простился он с плачущей братией и, сказав: “Слава Тебе, Христе Царю, пришло время, егоже ждал на всяк день”, перекрестил лице и предал дух свой с миром Господу.

О Епифании

В юности оставил Епифаний двор княжеский и скрылся в монастыре Иосифа, где в течение шести лет подвизался о Господе. Пребывал же он в беспрекословном послушании у Ионы-старца. Перед смертию явился ему образ Богородицы, и говорил Епифаний с Пречистой Божией Матерью. Через 14 лет по преставлении нашли мощи его совершенно целые и неистлевшие.

Боярин Андрей Квашнин, прозванный Невежа

Заболел сей боярин Андрей и решил принять постриг иноческий. Постригли его, нарекли Арсением, и начал он вскоре выздоравливать. Но чем здоровее становился телом, тем более стал забывать обеты монашеские. Ризами начал украшаться и во всём хотел себе излишнее, а не как все братия живут. Игумен же, и старцы, и державный князь с кротостью и любовью увещали его. Он же всё твердил, что в других монастырях не так, как у вас живут, и роптал и гневался на обитель святую сию и на законный устав. И ушёл в обитель он Кириллову. Когда же хотел поклониться он мощам преподобного Кирилла, внезапно упал на землю и был как бы мёртв. Не мог ни рукой, ни ногой двинуть, ни языком слова вымолвить. Повелел же себя назад нести, во обитель отца Иосифа. Припал он ко гробу преподобного Иосифа, и укорял себя, и каялся, и землю слезами орошал. И вернулось тогда ему здравие, лишь косноязычие осталось до конца жизни его. И как передать покаяние и слёзы его? Служил он больным день и ночь и предал себя в такое терпение и страдание, что и одежда его вся была вшами усыпана. В таковом покаянии до кончины своей пребывал. Через 10 лет после смерти его нашли мощи его нетленными и одежды целыми, будто вчера погребён.

Много и иных подвижников обреталося. Так, инок Феогност, по прозванию Скряба, положил такое начало житию: вместо рубашки возложил на тело железные латы и каждый день Псалтирь прочитывал, и совершал тысячу земных поклонов, да пять тысяч молитв Иисусовых. И через три года отошёл ко Господу.

И юный Давид, который семь лет страдал как древний Иов: черви, называемые “волосатиками”, грызли ему ногу и не давали все ночи спать. И в той болезни он скончался и отошёл ко Господу.

И Дионисий-трудолюбец, Звенигородский князь. В пекарне за двоих работал, на день по три тысячи поклонов клал.

И такие подвижники обретались в сей обители, что украсили собою кафедры святительские, как то: Даниил, будущий митрополит всея Руси, и Вассиан, брат преподобного Иосифа, будущий архиепископ ростовский, смоленский епископ Савва, тверской епископ Акакий, казанские епископы Гурий и Герман.

И иные многие в сем монастыре совершали со смирением и послушанием посильные для них подвиги, и веруем, что спасение получили.