Духовная грамота Преподобного

Преподобным Иосифом Волоцким был составлен общежительный устав, названным им своей “Духовной грамотой”. Он писал его под конец жизни в виде завещания братии. Устав представляет собой достаточно обширное сочинение, разделён на 14 глав и заключает в себе три отдельных устава, или завещания.

Первое завещание – всей братии, оно состоит из девяти наставлений, которые изложены обширно, в виде поучений со свидетельствами из Священного Писания, из правил соборных, из святых отцов, из Патериков и т.д. В главе 12 эти поучения повторены кратко в виде правил. Эти правила говорят: а) о благочинии в церкви и соборной молитве; б) о благочинии в трапезе, о пищи и питии; в) об одежде, обуви и других вещах монастырских; г) о том, что не должно инокам беседовать после повечерницы и ходить из кельи в келью; д) не должно им исходить из монастыря без благословения; е) об общих монастырских трудах и особых послушаниях иноков; ж) о том, что не должно быть в обители питию и пьянству; з) не должно входить в обитель женскому полу; и) не должно жить в обители и даже в монастырских дворах отрокам.

Второе завещание – настоятелю, оно изложено в 11-й главе и убеждает настоятеля со всей ревностью заботиться о вверенных ему иноках и учить их словом и делом.

Третье завещание – соборным старцам и вообще старейшим братиям, которым вверено было вместе с настоятелем и в отсутствие его управлять обителью. В 13-й главе содержится девять преданий, объясняющих, как соборным старцам наблюдать за исполнением правил монастырского устава. В главе 14 преп. Иосиф излагает девять запрещений, или епитимий, которые должны были налагать соборные старцы на иноков за нарушение правил.

Преп. Иосиф поместил в своём уставе отдельную главу под названием: “Отвещание любозазорным и сказание вкратце о св. отцех, бывших в монастырех иже в Рустей земле сущих”. Здесь преп. Иосиф в ответ на утверждение, что святые отцы ещё в прежние времена изложили в письменах общежительные предания, а ныне не следует так поступать, но должно учить только словом, доказывает, что, напротив, настоятель обязан учить свою братию не только словом, но и писанием. Затем, чтобы кто-либо не стал утверждать, будто русские святые отцы не писали иноческих преданий, преп. Иосиф излагает краткое сказание о святых отцах Русской земли, где говорит о преп. Антонии и Феодосии Печерских, Сергии Радонежском, Кирилле Белозерском, Савве Тверском, Макарии Колязинском, Пафнутии Боровском и др. В конце он обращается к современному иночеству и замечает, что ныне благочестие между иноками крайне упало, поэтому необходимо употреблять не одни словесные, но и письменные наставления.

По своему составу устав преп. Иосифа является сочинением оригинальным, но по содержанию мало отличается от других того же рода уставов. Например, в трапезу иноки должны поспевать к благословению и садиться там каждый на определённом месте; до начала трапезы никто не должен есть; нельзя ничего брать из пищи соседа или давать ему своей. Обед начинается благословением игумена, совершается при чтении нравоучительных книг и оканчивается молитвословием. После обеда выходят все вместе, молча, и немедленно расходятся по кельям. К вечернему столу никто, кроме служащих, не допускается. Пища для всех полагается одна. Всё принесённое иноком с собою при поступлении в обитель обращается в монастырскую собственность, и всё его имущество состоит только из двух свиток, старой и новой, двух скуфий, двух пар сапог и некоторых самых необходимых вещей, выдаваемых казначеем. В келье инок должен проводить время в молитве, чтении и списывании богослужебных и душеполезных книг и в других занятия на пользу обители. На общую работу приходить вовремя и оставлять её не прежде других.

Главный начальник монастыря есть игумен. Он избирается всем братством и непременно из среды самих же братий, чтобы и его все знали, и он был знаком со всеми обычаями своей обители. В своих распоряжениях он обязан следовать существующему уставу и не вводить ничего нового. Игумен управляет монастырём при соучастии келаря, казначея и старейшей братии. Соборные старцы, числом двенадцать по числу двенадцати апостолов, избираются общим голосом братии и утверждаются игуменом. Одни из этих старцев днём и ночью обходят монастырь, чтобы все иноки находились в своих кельях и трудились, а не бродили без дела. Другие наблюдают за благочинием в трапезной. Третьи во время богослужения обходят церковь, чтобы видеть, все ли иноки присутствуют в ней и каждый ли стоит на своём месте. Четвёртые становятся в притворе, чтобы находящиеся там не разговаривали, не смеялись и не выходили из церкви в продолжение службы.

Если инок согрешит невольно и ненамеренно, он оставляется без епитимии. Если намеренно и не раз, не два, то подвергается разным епитимиям: поклоны, сухоядение, отлучение от церковной святыни. За серьёзное преступление виновный заключается в оковы, а в крайних случаях вовсе изгоняется из монастыря.

Впоследствии, как бы в дополнение к уставу преп. Иосифа, частью по указаниям его, частью на основании монастырского обычая написан был по поручению братии подробный “Обиходник” в шести главах: о церковном звоне во все дни, о пении молебнов, о возжигании и раздавании свечей в церкви, о погребении братий и мирян, о поминовении их и пении панихид, о пище братии во святую Четыредесятницу и другие дни. Этот труд был совершён иноком Евфимием Турковым, игуменом Иосифова монастыря (1573–1586).

Составлено по материалам “Истории Русской Церкви” Макария (Булгакова), митрополита Московского и Коломенского.